[Повесть о Гэндзи] — роман, один из лучших образцов придворно-аристократической лит-ры Японии Хэйанского периода [IX—XII века христ. эры]. Автор — фрейлина Мурасаки Сикибу. Основу фабулы повести составляет эротическая биография Гэндзи — побочного сына императора. Выбор темы (любовные авантюры героя, томящегося от безделья вельможи) и фона (дворцовый мирок конца Х века) всецело отвечал «социальному заказу» придворной аристократии, которой приелись наивные «моногатари» — повести со сказочными фабулами. Роман представляет собой цепь новелл, каждая из которых излагает отдельный эпизод из эротической практики Гэндзи — японского Дон-Жуана, во времени на много опередившего своего западного брата. Автор с большим тактом сохраняет позу невозмутимого биографа, чуждого морализирования или идеализации. На протяжении 44 частей (весь роман состоит из 54 частей) герой с изысканно скучающим видом покоряет всех попадающихся ему под руку женщин, начиная с податливых сановных дам и кончая дворцовыми служанками. Этот любовный мартиролог дает возможность автору показать галерею женских типов хэйанского придворного мира. Герой не наделен особой разборчивостью: от наложницы своего отца он идет к юной фрейлине, затем к даме, у коей «нос большой и красный, отвратный, как у слона», затем к сановной 58-летней старухе и даже пытается соблазнить свою приемную дочь-подростка. Роман сугубо реалистичен, сюжет развивается очень медлительно (этому способствует
107 язык романа — жеманный церемонный язык фрейлин того времени). Повседневный быт хэйанских аристократов и праздная упадочная атмосфера дворцового квартала переданы с большим и изысканным мастерством. Роман переведен на ряд европейских языков, в том числе и на русский (частично). См. «Японская литература». Библиография : II. Конрад Н., Повесть о Гэндзи, блистательном принце, журн. «Восток», кн. IV, 1924; Его же, Мурасаки Сикибу, Вечерний лик, журн. «Восток», кн. V, 1925; Его же, Японская литература в образцах и очерках, т. I, Л., 1927; Maximilian M?ller Jabusch. Die Abenteuer des Prinzen Genji, M?nchen, 1912. Р. К.