1) один из самых древних городов Японии, был основан в 1192 г. Город с трех сторон окружен лесистыми горами, а с юга выходит на залив Сагами. Климат Камакуры мягок. Это идеальный зимний и летний курорт. Каждый сезон имеет свое очарование. Основателем Камакуры является Минамото-но Ёритомо. В 1180 г. он привел в Камакуру свои войска и сделал ее своей резиденцией: окруженная горами и морем, Камакура представляла естественную крепость, легко защищаемую от врагов. Здесь обосновалось бакуфу - правительство, подчинявшееся сёгуну. После падения Камакурского сёгуната, просуществовавшего с 1185-го по 1333 г., бывшая столица пришла в запустение и превратилась в обычную деревню, и только в эпоху Мэйдзи началась ее новая жизнь, после того как она стала привлекать художников и писателей. Сегодня в Камакуре проживает 174 тыс. чел. и ежегодно приезжает 20 млн. туристов. Древние правители Камакуры покровительствовали религии и искусству, приглашали известных китайских монахов. Считается, что первым здешним храмом является Сугимото-дэра, основанный в 734 г. Всего же сегодня в Камакуре насчитывается 176 синтоистских и буддистских храмов. Храм Энгакудзи - один из известных храмов секты Дзэн. Он состоит из нескольких строений, вокруг растут криптомерии. Наиболее интересное строение - Сяридэн, или Зал святых реликвий Будды. Он объявлен национальным достоянием Японии. Здание возведено в 1282 г. - сейчас это самое старое здание китайской архитектуры в стране. Храм Тэкэйдзи - храм секты Дзэн, основанный в 1285 г. В феодальные времена храм имел название Храм разводов, поскольку он служил местом ссылки для нелюбимых жен. Сейчас храм известен цветением слив в феврале, магнолий и персиков в марте-апреле, пионов в апреле-мае, ирисов - в мае-июне. Храм Кэнтёдзи также принадлежит секте Дзэн. Он был основан в 1253 г., в 1415 г. сгорел, потом горел еще неоднократно. Но все же в храме сохранились старинные предметы, в частности объявленный национальным достоянием Японии бронзовый колокол, отлитый в 1255 г. Интересны для осмотра основное здание, китайские ворота и изображение пятого правителя периода Камакура - Токиёри Ходзё. Храм Цуругаока Хатимангу - одна из главных достопримечательностей Камакуры. Окруженный деревьями сакуры и зарослями азалий, он весьма живописен. Храм построен в 1063 г. предком Ёритомо - Ёриёси в честь бога Хатимана, который считался покровителем рода Минамото. Ёритомо в 1180 г. поменял расположение древнего храма, поместив его на более видное место - вершину холма Цуругаока (Журавлиный холм). Современные постройки датируются 1828 г. Широкая дорога, ведущая от морского берега вверх к храму, была сооружена по приказу сёгуна, когда он узнал, что его жена ждет ребенка. И сегодня эта улица сохраняет название Вакамия Одзи - улица Молодого Принца. На этой аллее сооружено трое огромных ворот - тории, и вдоль нее высажены деревья сакуры. Рядом с храмом расположены два пруда - Гэндзи и Хэйкэ. В пруду Гэндзи растут белые лотосы, в Хэйкэ - красные. Здесь же возведен т.н. Барабанный мост - горбатый мостик через лотосовый пруд. Существует поверье, что, если вы сможете взобраться и пройти по скользкому мосту без посторонней помощи, вас ожидает долгая жизнь. Рядом с храмом аллею пересекает 150-метровый проход. Здесь воины Ёритомо упражнялись в ябусамэ - стрельбе из лука с лошади. В апреле и сентябре можно стать очевидцем праздников, во время которых воины, одетые в наряды периода Камакура, стреляют из лука, сидя верхом на скачущей лошади. Музей Камакуры, построенный в 1928 г., экспонирует 420 предметов искусства, множество исторических документов. Среди экспонатов выделяется коллекция предметов секты Дзэн, гравюры Укиё-э . Музей современного искусства находится рядом с прудом Хэйкэ, был построен в 1951 г., а в 1966 г. к нему было пристроено новое крыло. Здесь экспонируется 120 произведений живописи, графики, скульптуры японских мастеров. Храм Хасэ Каннон, по преданию, был возведен в 736 г. В основном строении храма находится известная позолоченная скульптура одиннадцатиголовой богини Каннон. Ее высота - 9,3 м, это самая высокая деревянная скульптура в Японии. По преданию, она была изготовлена в 721 г. Другой достопримечательностью храма является гигантский колокол, отлитый в 1264 г., - самый древний в Камакуре. Он объявлен важнейшей культурной ценностью Японии. Камакура известна и бронзовой статуей Дайбуцу - Великого Будды, второй по величине в Японии (первая находится в Нара). Ее высота - 11,4 м, вес - 93 тонны. Будда сидит под открытым небом, зеленые холмы создают прекрасный фон. Статуя была отлита в 1252 г. Камакура известна песчаными пляжами, круглогодично популярен виндсерфинг.
2) исторический период с 1185-го по 1333 г. Получил свое название по имени небольшой деревушки, ставшей центром первого сёгуната в Японии. В ХII в. разросся, превратившись во влиятельную силу, ведущий свою родословную от императорской линии дом Минамото-НО (или иначе - Гэндзи), обосновавшийся на востоке страны в долине Канто. А на западе набирал силу не менее родовитый клан Тайра (или Хэйкэ). Между тем клан Фудзивара, узурпировавший власть в столице, хирел. Фактически отрезанный от провинции, он сохранял свое влияние лишь в Хэйане, полностью подчинив себе императора. В конце XII в. между тремя этими кланами произошли вооруженные столкновения. Тайра вышли из этих войн победителями, оттеснив род Фудзивара от рычагов власти в столице. А разгромленных в бою мятежников из клана Минамото сурово покарали. Глава клана был казнен, а его 12-летний сын Минамото-но Ёритомо, самый старший из всех детей, был отправлен в изгнание - в дальний монастырь на малообжитом в то время полуострове Идзу. Тайра, возведя своего отпрыска на престол, монополизировали все руководящие должности при дворе. Их воины, проводя время в праздности и безделье, теряли боевую выучку. Никто не обращал внимания на угрозу с востока, где набирали силу вооруженные отряды обделенного властью и почетом клана Минамото, группировавшиеся вокруг повзрослевшего и возмужавшего Ёритомо. Скопив достаточно сил, Ёритомо в 1180 г. решил бросить вызов дому Тайра. Недолгим взлетом в эти годы оказалась судьба двоюродного брата Ёритомо - Минамото-но Ёсинака. В 1183 году он захватил столичный Киото, но вскоре вышел из доверия у Ёритомо и был убит. На помощь к старшему брату поспешил Ёсицунэ. Он и возглавил поход Минамото на Хэйан. Одержав серию блистательных побед, Ёсицунэ в завершение пятилетней военной кампании нанес войскам Тайра сокрушительное поражение в морской битве при Данноура в Симоносэкском проливе. Судя по хроникам того времени, в ней участвовало свыше ста тысяч человек, а семистам кораблям Минамото противостояли пятьсот кораблей Тайра. Можно было ожидать, что победители воцарятся в столице, вновь запустив маховик придворных интриг и местнических споров. Но Ёритомо поступил иначе. Он заставил императора признать свою верховную власть над восточными районами страны. Там же, в маленькой приморской деревушке Камакура, подальше от столичной суеты, находилась и его штаб-квартира. Выбор места был обусловлен не только близостью его к родовым владениям Минамото, но и уникальными природными условиями: прижатая к морю деревня была со всех сторон окружена горными цепями, защищавшими ставку Ёритомо от нападения врагов. Свою новую резиденцию Ёритомо назвал бакуфу (полевая ставка). Чтобы укрепить властные позиции бакуфу, Ёритомо пригласил к себе на службу ряд наиболее способных, но не добившихся успеха в столице чиновников. Самым влиятельным среди них стал Оэ-но Хиромото, которого еще при жизни называли "мешком мудрости". Усилиями этих советников в Камакуре было создано правительство, по форме - теневое, но по сути - обладавшее всей полнотой власти в стране. Минамото позволил обитателям Хэйанского императорского дворца продолжать игры в государственное правление, но рычаги реальной власти сосредоточил в Камакуре. Это, кстати, соответствовало типично японскому стилю отправления властных функций, когда сохранялись внешние атрибуты императорской власти, а истинные дела вершились всемогущими регентами, наставниками, канцлерами как бы из-за ширмы. Следуя рекомендациям Оэ-но Хиромото, Ёритомо стал формировать основу централизованного военного правления. От власти устранялись не только бывшие враги, но и недавние друзья и соратники. Ёритомо не нужны были конкуренты. Попал под нож чистки и прославленный полководец Минамото-но Ёсицунэ. Спасаясь от вероломного брата, конфисковавшего его земли, Ёсицунэ с кучкой приближенных сбежал на север, в полупустынный Тохоку, где попытался укрыться у своих недавних противников - феодалов из клана Фудзивара. Однако преданный друзьями, внезапно напавшими на него, Ёсицунэ вынужден был покончить жизнь самоубийством. В 1192 г., расправившись со всеми своими врагами, Минамото-Но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Войны с айнами, которых постепенно отжимали на север, действительно велись. Но титул сёгуна как верховного военного правителя Японии просуществовал почти семь веков (как в военное, так и в мирное время), вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г. Однако неограниченной властью сёгуна Ёритомо наслаждался сравнительно недолго. В 1199 г. он умер, оставив бразды правления своему старшему сыну Ёрииэ. Но и у того сёгунская власть в руках не задержалась. В события вмешалась Масако, вдова Ёритомо, урожденная Ходзё (а клан Ходзё состоял в близком родстве с поверженным домом Тайра). Вместе со своим отцом Токимаса Ходзё вдова Ёритомо заточила заболевшего сына в одном из храмов на полуострове Идзу, передав пост сёгуна его младшему брату Санэтомо. А Токимаса стал при 12-летнем сёгуне регентом. А затем пришла очередь и Санэтомо, злодейски убитого в 1219 г. В результате этих манипуляций мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний (!) младенец из клана Фудзивара. А дела сёгуната в Камакуре с тех пор безраздельно вершили регенты Ходзё. Так продолжалось до 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати . Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия - самураев. Подчеркнутый аскетизм воинской жизни ярко контрастировал с изнеженностью и блеском столичного бытия. Это нашло свое отражение в искусстве, культуре и формировании национального характера. Официальной религиозной доктриной сёгуната стало учение буддийского монаха Догэна, проповедовавшего философию дзэн. Простота и внутренняя сосредоточенность этого религиозного течения, самодисциплина, необходимость постоянного духовного и физического самосовершенствования были созвучны представлениям сурового воинства об основах мироздания. Принципы внутренней концентрации дзэн были положены в основу практически всех боевых искусств Японии - фехтования, стрельбы из лука, дзюдо и каратэ.