- литературный жанр, сформировавшийся к IX в. Под сэцува принято понимать буддийские легенды, оформленные в самостоятельные сборники. Среди наиболее известных сборников такие, как "Нихон рёики" ("Записи о японских чудесах"; 822 г.), "Кондзяку-моногатари" ("Собрание стародавних повестей"; 1120 г.) и "Удзи сюи-моногатари" ("Повести, собранные в Удзи"; 20-е гг. XIII в.). Первые сборники сэцува писались по-китайски и имели хронологический принцип повествования. В "Нихон рёики" всего 116 легенд, собранных в три книги. Временной отрезок - V - начало IX в. К XII в. появляется уже несколько сборников сэцува, отдельные рассказы помещаются в произведения других жанров литературы. "Кондзяку-моногатари" - самое крупное собрание сэцува (31 свиток), авторство которого приписывается неизвестному буддийскому монаху. Состоит из трех частей: индийской (сюжеты, касающиеся жизни Будды), китайской (буддийская тематика и сюжеты о сыновней почтительности) и японской (буддийские и мирские сюжеты). В собрание помещено более тысячи рассказов-сэцува. Все они имеют канонизированные зачин ("ныне это старина") и концовку ("так рассказывают люди"). Текст, написанный по-японски, насыщен буддийской терминологией и иероглификой. Рассказы с мирскими сюжетами имеют фольклорное происхождение. Позднее "Кондзяку-моногатари" стал источником сюжетов для многих областей японской культуры: литературы, театра, живописи. В XIII в., когда проза сэцува вступила в завершающий этап своего развития, в рассказах все чаще стали действовать реальные исторические личности - государственные деятели, поэты, художники. Начался процесс секуляризации прозы сэцува.
Значение слова СЭЦУВА в Энциклопедии Япония от А до Я
Что такое СЭЦУВА
Япония от А до Я, энциклопедия. 2012