Значение слова АССАМБЛЯЖ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова

АССАМБЛЯЖ

(фр. assemblage — соединение, сборка, монтаж) Вид произведения современного искусства, или артефакт, представляющий собой трехмерную композицию, составленную из каких-либо предметов утилитарного назначения или их деталей и обломков или (и) специально созданных объектов и заключенную в пространство какого-либо ящика или коробки. Своего рода станковое произведение ПОСТ-культуры (см.: ПОСТ- ). Термин был введен в 1953 г. Жаном Дюбюффе для обозначения своей серии литографий, созданных на основе коллажей из бумаги. В 1954 г. он перенес это обозначение на трехмерные камерные объекты, создаваемые из папье-маше, кусочков дерева и других материалов и обломков от каких-то предметов. Он полагал, что термин коллаж следует сохранить за работами Брака и Пикассо , созданными в период синтетического кубизма. В 1961 г. в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка «Искусство ассамбляжа», включавшая в свой состав коллажи и А. поздних кубистов, дадаистов, футуристов, сюрреалистов, реди-мейд Дюшана, произведения де Кунинга, Раушенберг а, Тенгели, Станкевича, Кинхольца, спрессованные автомобили Цезаря Бальдаччини и т. п. артефакты, во многом далеко выходящие за рамки собственно А. Одной из разновидностей А. являются аккумуляции.

Лит.: Seitz W.C. The Art of Assemblage. N.Y., 1961.

Л. Б.

Бычков. Лексикон нонклассики, художественно-эстетическая культура XX века, Бычков.