Значение ДОМЬЕ ОНОРЕ ВИКТОРЬЕН в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ДОМЬЕ ОНОРЕ ВИКТОРЬЕН

(Daumier) Оноре Викторьен (26.2.1808, Марсель, - 11.2.1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, живописец и скульптор. Сын мастера-стекольщика. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. брал уроки живописи и рисунка, овладевал ремеслом литографа, выполнял мелкие литографские работы. Творчество Д. сложилось на основе наблюдения уличной жизни Парижа и внимательного изучения классического искусства. Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку. Обладая политической проницательностью и темпераментом борца, Д. сознательно и целеустремлённо связал своё искусство с демократическим движением. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в 'Силуэт', 'Silhouette', 1830-31; в основанных издателем Ш. Филипоном 'Карикатюр', 'Caricature', 1831-35, и 'Шаривари', 'Charivari', 1833-60 и 1863-72). Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей ('Знаменитости золотой середины', 1832-33). В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография 'Гаргантюа', 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834; в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих, их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов - 'Законодательное чрево'; 'Все мы честные люди, обнимемся', 'Этого можно отпустить на свободу'); глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими ('Улица Транснонен 15 апреля 1834 года'); в литографиях 'Свобода печати' и 'Современный Галилей' Д. создал героический образ рабочего-революционера.

Запрещение политической карикатуры и закрытие 'Карикатюр' (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. В сериях литографий 'Парижские типы' (1839-40), 'Супружеские нравы' (1839-1842), 'Лучшие дни жизни' (1843-1846), 'Люди юстиции' (1845-48), 'Добрые буржуа' (1846-49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии 'Карикатюрана' (1836-38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В сериях 'Древняя история' (1841-43), 'Трагико-классические физиономии' (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Зрелым литографиям Д. присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, света и воздуха. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации).

Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848-49. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов; олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз 'Республика 1848 года' (вариант в Лувре). С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В новаторской по тематике и художественному языку живописи Д. нашли воплощение пафос революционной борьбы ('Восстание', около 1848; 'Семья на баррикадах', Национальная галерея, Прага) и неудержимое движение людских толп ('Эмигранты', около 1848-49, Музей изящных искусств, Монреаль), уважение и сочувствие художника трудящимся ('Прачка', около 1859-60, Лувр; 'Вагон 3-го класса', около 1862-63, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и злая издёвка над беспринципностью буржуазной юстиции ('Защитник', акварель, частное собрание). Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия; излюбленные мотивы живописи Д. - театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры ('Мелодрама', около 1856-60, Новая пинакотека, Мюнхен; 'Криспен и Скапен', около 1860, Лувр; 'Совет молодому художнику', 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты; серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды ('Дон Кихот', около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). В живописи Д. особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, переосмысление его традиций: героическое величие переплетается с гротеском, драма с сатирой, острая характерность образов сочетается со свободой письма, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов; на протяжении 1850-60-х гг. всё напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, объём лаконично лепится цветовым пятном и энергичным, сочным мазком.

В конце 60-х гг. бытовая сатира стала уступать место в литографиях Д. новым темам: художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за расправой с национально-освободительными движениями, за происками военщины и церкви. Франко-прусской войне 1870-71 посвящён последний шедевр Д. - альбом 'Осада'; аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий ('Империя - это мир', 1870; 'Потрясённая наследством', 1871). Огромное наследие Д. (около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и акварелей, свыше 60 скульптурных работ), одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Д. как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся.

Лит.: Замятина А. Н., Оноре Домье. 1808-1879, М., 1954; Калитина Н., Оноре Домье. 1808-1879, М., 1955; Герман М. Ю., Домье, М., 1962; Daumier raconte par lui-même et par ses amis, Vesenaz - Gen., P., 1945; [Adhemar J.], Honore Daumier, P., 1954; Balzer W., Der junge Daumier und seine Kampfgefahrten, Dresden, 1965.

А. Н. Замятина.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.