Значение ЮРФЕ, ОНОРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое ЮРФЕ, ОНОРЕ

(Оноре d'Urfe, маркиз de Valbromey граф de Châteauneuf) - знаменитый французский писатель, родом из Прованса (1568-1625). Получил образование в Турине. Примкнув к Лиге, он в 1595 г. попал в плен и начал писать свои "Epistres morales" (Лион, 1598), в которых пытался приложить философские теории к событиям жизни. Когда дело Лиги окончательно было проиграно, Ю. удалился ко двору герцога Савойского. По расторжении брака его брата Анна (Anne d'Urfe, тоже писатель, автор сонетов и др., 1555-1621) Ю. женился на его бывшей жене, прекрасной и богатой Диане де Шатоморан, не столько из любви, сколько по расчету, желая поправить расстроенное состояние семьи. Брак Ю. не был счастлив, и супруги через некоторое время расстались. Живя при дворе герцога Савойского, Ю. написал свой знаменитый пастушеский роман "Астрея" ("L'Astree"), первая часть которого вышла в 1609 г., вторая в 1610 г., третья в 1617 г. Две последние части изданы были уже после его смерти его секретарем Baro, быть может, даже с редакционными изменениями последнего. Содержание этого огромного романа (в первых изданиях не менее 6000 страниц), сводится к истории пастушки Астреи и пастуха Селадона. Этот несложный сюжет запутан в романе до чрезвычайности введением множества вставочных эпизодов и лиц, рассказывающих свои истории и таким образом вставляющих в роман новые романы. "Астрея" представляет собой подражание поэме испанского поэта Монтемайора "Диана", являющейся, в свою очередь, подражанием "Аркадеи" Санназаро и пастушеским драмам Тассо и Гуарини - "Il re Aminta" и "Il pastor fido". С "Дианой" "Астрею" сближает не только общность содержания и манеры, но и множество отдельных характерных черт: и там, и здесь находим то же обилие вставочных эпизодов, ту же смесь мифологического и христианского элемента, ту же искусственность и слащавую сентиментальность и проч. Роман д'Ю. имеет весьма важное значение в истории французской литературы, представляя поворотный пункт от царившего до того романа рыцарского, сплошь искусственного и чуждого действительности, к роману пастушескому, где уже есть кое-какие черты реальные и более естественные. Другой заслугой д'Ю. было то, что он дал в своем романе обстоятельный анализ чувства любви в его различных проявлениях и фазисах. "Астрея", написанная в благородном, идеалистическом тоне, насквозь проникнута мыслью об облагораживающем влиянии любви и о том, что истинная любовь свойственна лишь благородным утонченным душам. Роман д'Ю. имел из ряда вон выходящий успех в течение почти всего XVII столетия и выдержал множество изданий, сокращений, переделок и подражаний. Драматические писатели черпали в нем сюжеты для своих произведений. Слава "Астреи" распространилась не только во Франции, но и во всех цивилизованных странах Европы. В 1624 г. д'Ю. получил послание от 50 владетельных и знатных особ Германии, в котором они сообщали ему, что ими основана "Академия истинно влюбленных", причем все члены ее присвоили себе имена различных героев "Астреи", и приглашали д'Ю. присоединиться к ним под именем Селадона. Имя "Селадон" сделалось вскоре нарицательным для обозначения верного любовника, несколько сентиментального вздыхателя. Вообще "Астрея" сделалась школой истинной любви, истинной галантности и куртуазии, и посетители отеля "Rambouillet" были ей обязаны весьма многим. Даже когда романы г-жи Скюдери вытеснили "Астрею", ей продолжали зачитываться и увлекаться такие люди, как г-жа Севинье, Ларошфуко, Руссо. Успех романа объясняется, во-первых, господствующим в романе идиллическим настроением, казавшимся особенно привлекательным обществу, утомленному страшными эпизодами религиозных войн и борьбы Лиги с королем; во-вторых, тем, что в нем, несмотря на искусственность фабулы и положений, чувствовалось некоторое понимание действительности и замечались намеки на современность. За вымышленными именами Селадона, Астреи, Гиласа и других читатель предполагал живых современников, в том числе и самого автора и его близких, видя таким образом в романе обширную аллегорию с реальной подкладкой. Некто Оливье Патрю, заинтересовавшись этой подкладкой, обратился к самому автору с просьбой дать верные разъяснения аллегорического значения героев романа. Д'Ю. обещал дать эти разъяснения через год, но не исполнил этого, так как в том же году умер (1625). Тем не менее впоследствии Патрю, на основании собственных предположений и догадок, обнародовал так называемый "Ключ" к "Астрее". По мнению Патрю, под именем героини романа изображена жена автора, Диана Шатоморан, под именем Селадона - сам автор (что совершенно неверно) и т. д. В XVIII веке "Астрея" считалась первым "правильным" романом. Правильность эта заключалась главным образом в построении романа согласно правилам, установленным для драмы: в делении романа на 5 частей соответственно делению драмы на 5 действий, в делении частей на главы соответственно делению актов драмы на явления и т. п. Среди всеобщего хора похвал, раздававшегося по адресу "Астреи", слышались отдельные голоса и против романа. Так, уже в начале XVII в. появилась пародия на "Астрею", написанная Шарлем Сорелем и озаглавленная им "Le Berger extravagant". Она по отношению к "Астрее" играет ту же роль, какую играет "Дон Кихот" по отношению к рыцарским романам, осмеивая всеобщее увлечение пастушеским и сентиментальным жанром и показывая наглядно, до каких крайностей может довести это увлечение. Кроме "Астреи", д'Ю. написал еще поэмы "La sireine" (1611), "Sylvanire" (1625) и неизданную "La Savoysiade".

См. Aug. Bernard, "Les d'Urfe, souvenirs historiques et litteraires de Forez" (П., 1839); N. Bonafous, "Etude sur l'Astree et sur Honore d'Urfe, (П., 1846); R. de Chantelauze, "Etude sur les d'Urfe" (П., 1860); Le Breton, "Le roman au XVIII siècle" (П., 1890); Charlotte Branfi, "L'Amyntas du Tasse et l'Astree d'Honore d'Urfe" (Милан, 1895); Reure, "Episodes des guerres de la Ligue dans la Forez" (Монбризон, 1901); его же, "Genealogie de la maison d'Urfe" (Монбризон, 1898). Главнейшие издания "Астреи" - 1637 (Париж), 1647 (Руан). Сокращенное и обновленное в смысле стиля издание "Астреи" сделано аббатом de la Souchaye (1733). В 1713 г. вышло в свет подражание Астрее: "La nouvelle Astree" (анонимное).

Н. Грушке.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.