Значение МАРСЕЛЬ ГАБРИЕЛЬ ОНОРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое МАРСЕЛЬ ГАБРИЕЛЬ ОНОРЕ

(Marcel) Габриель Оноре (7.12.1889, Париж, - 9.10.1973, там же), французский философ, драматург и литературный критик, основоположник католического экзистенциализма . Родился в семье дипломата. Окончил Сорбонну, преподавал философию. В юности испытал влияние А. Бергсона , Л. Брюнсвика , Дж. Ройса . В 1929 под влиянием Ф. Мориака принял католичество. После осуждения папской энцикликой (1950) экзистенциализма назвал свою философию 'неосократизмом', или 'христианским сократизмом'. Автор драм, большого числа работ по вопросам философии, театра, музыки и литературной критики. Член Академии моральных и политических наук (1952).

Порывая с традицией католической схоластики, представленной томизмом, М. считает невозможным какое-либо рациональное обоснование религии. В центре внимания М. стоит проблема бытия, преломленная через индивидуальный опыт, существование отдельного человека. В основном сочинении 'Быть и иметь' (1935) М. проводит резкое различие между миром 'объективности' (разобщённым физическим миром) и миром 'существования', где преодолевается дуализм субъекта и объекта и все отношения с миром принимаются как личностные. В связи с этим действительность предстаёт у М. расщепленной на подлинный мир бытия и неподлинный мир обладания. В гносеологическом плане М. противопоставляет 'проблеме' - абстрактному рациональному познанию - 'таинство' - интуитивное, эмоционально-этическое постижение. В основе большинства драм М. лежат религиозно-моральные конфликты ('Расколотый мир', 1933; 'Жажда', 1938; 'Эмиссар', 1945; 'Рим больше не в Риме', 1951, и другие). Для социальных взглядов М. характерна романтическая идеализация патриархальных отношений средневековья, резкая критика техники как 'разбитого мира', превращающего человека в вещь, а также отвержение каких-либо социально-политических действий масс. В целом философия М. отражает кризис буржуазного сознания и культуры.

Соч.: Journal metaphysique, P., 1927; Etre et avoir, P., 1935; Homo viator, P., [1944]; Le mystere de l-Etre, v. 1-2, P., 1951; Les hommes centre l-Humain, P., 1951; Rome n-est plus dans Rome, P., 1951; L-Homme problematique, P., [1955]; Presence et immortalite, P., 1959; L-heure theâtrale, P., 1959; Essai de philosophie concrete, P., 1967.

Лит.: Тавризян Г. М., Этика экзистенциализма и христианская мораль, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Existentialisme chretien: G. Marcel, P., 1947; Chenu J., Le theâtre de G. Marcel et sa signification metaphysique, P., 1948; Troisfontaines R., De l-existence a l-etre, v. 1-2, Namur, [1953]; Sottiaux Е., G. Marcel, philosophe et dramaturge, Louvain, 1956; Gallagher К. Т., The philosophy of G. Marcel, N. Y., 1962; Widmer Ch., G. Marcel et le theisme existentielle, P., 1971.

Т. А. Сахарова.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.