Значение БАЛЬЗАК ОНОРЕ ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

Что такое БАЛЬЗАК ОНОРЕ ДЕ

(Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, - 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями 'художник' и 'философ'. Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 Б. пришёл к легитимизму , родившемуся из беспощадной критики господств, буржуазных отношений. Монархия для Б. - форма твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религия - лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

В 1822-25 Б. опубликовал под разными псевдонимами 8 романов ('Жан-Луи' и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Б. - Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман 'Шагреневая кожа' (1830-31) Б. назвал 'отправным началом' своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную 'Человеческой комедией'. Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современной Бальзаку естественно-научной теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В 'Человеческой комедии' три раздела. 1 . Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к 'Человеческой комедии', Собр. соч., т. 1, М., 1960). В 'Человеческую комедию' вошло 90 произв.

Источники драматизма 'Человеческой комедии' - в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у 'вульгарного денежного выскочки' (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: 'Гобсек' (1830), 'Евгения Гранде' (1833), 'Банкирский дом Нусингена' (1838), 'Крестьяне' (1844), 'Кузен Понс' (1846-47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства ('Утраченные иллюзии', 1837-43, 'Дочь Евы', 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли - продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве 'всемогущества, всеведения, всеблагости денег' (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в 'Человеческой комедии' выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс '... узнал больше..., чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых' (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистический фатализм. В 'Человеческой комедии' раскрываются высокие основы содружества ('Утраченные иллюзии'), доброта (Буржа - 'Обедня безбожника' и др.), цельность характера (Шабер - 'Полковник Шабер'), героизм (Гогла - 'Сельский врач'), справедливость (Низрон - 'Крестьяне'), стойкость духа (Давид Сешар - 'Утраченные иллюзии', Жерар - 'Сельский священник'), взаимная преданность (Понс и Шмуке - ' Кузен Понс'), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде - одноименный роман, Жозефина Клаас - 'Поиски абсолюта'). В 'Человеческой комедии' действует отряд искателей - республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто - вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества ('Неведомый шедевр', 1831, нов. ред. 1837, и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Б. - духовные силы человека как высшая ценность.

Герои Б. наделены типичными качествами в особой концентрации - при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек - 'философ ростовщичества', Горио - 'Христос отцовской любви', Вотрен - 'Наполеон каторги', Растиньяк - 'виртуоз' в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художественным преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности' - Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222-23). При резкой определённости ведущей черты характера у многих героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека - к Бовине - 'Комедианты неведомо для себя'). Для Б. характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.

Б. опубликовал 5 пьес, в том числе 'Мачеха' (1848). Его 'Озорные рассказы' (1832-37) в духе Рабле и французского народного творчества - своеобразный памятник гуманистической мысли Б. в национальных традициях французского искусства.

В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896-99 появилось первое собрание сочинений Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1-20, 1933-47). Советское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.

Соч.: CEuvres completes, v. I-28, P., 1956-63: Correspondance, t. 1-4, P., 1960-1966; Lettres a l'etrangere, t. 1-4, P., 1899- 1950; Lettres a Madame Hanska, t. I, P., 1967; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.-Л., 1941.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949-55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31-32, М., 1937; Реизов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, 'Вопросы литературы', 1961, | 7; её же, Бальзак и 'бальзаковские' шаблоны, там же, 1966, | 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Моруа А., Промтей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830- 1964, М., 1965; Bardeche М., Balzac romancier, P., [1947]; Guyon В., La pensee politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarantehuit, 'Europe', 1948, fevr.; Rodgers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; Nykrog P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

Р. А. Резник.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.