Значение слова ПОРТРЕТ в Словаре терминов изобразительного искусства

Что такое ПОРТРЕТ

- (от французского portrait, от устаревшего portraire - изображать) изображение (образ) какого-либо человека или группы людей, существующих или существовавших в действительности. Портрет - один из главных жанров живописи, скульптуры, графики. Важнейший критерий портретности - сходство изображения с моделью (оригиналом). Оно достигается не только верной передачей внешнего облика портретируемого, но и раскрытием его духовной сущности, диалектического единства индивидуальных черт, отражающих определенную эпоху, социальную среду, национальность. В то же время отношение художника к модели, его собственное мировоззрение, эстетическое кредо, находящее воплощение в его творческой манере, способе трактовки портрета, придают портретному образу субъективно-авторскую окраску. Различают портреты станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (фрески, мозаики, статуи), парадные и интимные, подгрудные, в полный рост, анфас, в профиль и т. д. Существуют портреты на медалях, геммах (глиптика), портретная миниатюра. По числу персонажей портреты делятся на индивидуальные, двойные, групповые. Специфический жанр пейзажа - автопортрет. Подвижность жанровых границ портрета позволяет в одном произведении сочетать его с элементами других жанров (портрет-картина, портрет-тип, карикатура-шарж, сатирический портрет). Зародившись в глубокой древности, портрет достиг высокого уровня развития в древневосточной, особенно в древнеегипетской скульптуре, где он выполнял главным образом роль "двойника" портретируемого в загробной жизни. Подобное религиозно-магическое назначение древне-египетского портрета приводило к проецированию на канонической тип изображения индивидуальных черт определенного человека. В Древней Греции в период классики создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Древнеримский портрет отмечен четкой передачей индивидуальных черт модели, психологической достоверностью характеристик. Эпоха средних веков, когда личностное начало растворялось во внеличностной корпоративности, религиозной соборности, наложила особый отпечаток на эволюцию европейского портрета. Часто он представляет собой неотъемлемую часть церковно-художественного ансамбля (изображения правителей, их приближенных, донаторов). Выдающиеся достижения в искусстве портрета связаны с эпохой Возрождения, утверждавшей идеалы героической, активно-действенной личности. Свойственное ренессансным художникам ощущение цельности и гармоничности мироздания, признание человека высшим началом и центром земного бытия определили новую структуру портрета, в котором модель зачастую выступала уже не на условном, ирреальном фоне, а в реальной пространственной среде, иногда - в непосредственном общении с вымышленными (мифическими и евангельскими) персонажами. Мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, сознанием личной свободы, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом. Большей по сравнению с итальянским портретом духовной заостренностью, предметной точностью изображения отличалось портретное творчество нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Лука Лейденский) и немецких (А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший) мастеров. Кризис возрожденческого антропоцентризма в условиях общественно-политических сдвигов на рубеже XVI-XVII вв. определил новый характер западноевропейского портрета. Его глубокая демократизация, стремление к многостороннему познанию человеческой личности в XVII веке получили наиболее полное воплощение в искусстве Голландии. Эмоциональной насыщенностью, любовью к человеку, постижением сокровенных глубин его души, тончайших оттенков мысли и чувства отмечены портретные работы Рембрандта. Полные жизни и движения портреты кисти Ф. Хальса раскрывают многомерность и изменчивость душевных состояний модели. Сложность и противоречивость действительности отражены в творчестве испанца Д. Веласкеса, создавшего галерею полных достоинства, духовного богатства образов людей из народа и серию беспощадно правдивых портретов придворной знати. Яркие, полнокровные натуры привлекают внимание флагманского живописца П. П. Рубенса, тонкой выразительностью характеристик отмеченывиртуозые по технике портреты его соотечественника А. ван Дейка. Свежие реалистические тенденции проявились в портрете XVIII века, связанных с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. Жизненная правдивость, точность социальных характеристик, острая аналитичность свойственны произведениям французских портретистов (живопись и графика М. К. де Латура и Ж. О. Фрагонара, пластика Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, "жанровые" портреты Ж. Б. С. Шардена, пастели Ж. Б. Перронно) и живописцев Великобритании (У. Хогарт, Дж. Рейнолдс, Т. Гейнсборо). Великая французская революция 1789-1794 гг., национально-освободительные движения 1-й половины XIX века способствовали постановке и решению новых задач в жанре портрета. Существенные аспекты эпохи ярко и правдиво отразились в целой галерее отмеченных чертами классицизма портретах французского художника Ж. Л. Давида. Приподнято-романтические, страстно-эмоциональные, а подчас гротескно-сатирические образы создал в своих портретах испанский живописец Ф. Гойа. В 1-й половине XIX века наряду с развитием тенденций романтизма (портретные работы Т. Жерико и Э. Делакруа во Франции, О. А. Кипренского, К. П. Брюллова, отчасти В. А. Тропинина в России, Ф. О. Рунге в Германии) новым жизненным содержанием наполнились и традиции портретного искусства классицизма (Ж. О. Д. Энгр), появились значительные образцы сатирического портрета (О. Домье, Франция). В середине и во 2-й половине XIX века расширяется география национальных школ портрета, возникает множество стилистических направлений, представители которых решали проблемы социально-психологической характеристики, отображения этических достоинств современника. В психологических, часто социально типизированных портретах передвижников В. Г. Перова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. Е. Репина воплотился их интерес к представителям народа, к разночинской интеллигенции как к социально значимым, полным духовного благородства личностям. Достижения французских мастеров импрессионизма и близких им художников привели в последней трети XIX века к обновлению идейно-художественных концепций портрета, передающего теперь изменчивость облика и поведения модели в столь же изменчивой среде. В XX веке в жанре портрета проявилисьсложные и противоречивые тенденции искусства новейшего времени. На почве модернизма возникают произведения, лишенные самой специфики портрета, нарочито деформирующие или вовсе упраздняющие образ человека. В противовес им шли интенсивные, иногда противоречивые поиски новых средств выражения сложной духовной сущности человека XX века, творчески развивались традиции реалистического портрета. Портретное искусство отличалось богатством и многообразием индивидуально-творческих решений, смелыми поисками новых выразительных средств - в графике К. Кольвиц (Германия), в пластике Ш. Деспьо (Франция), Э. Барлах (Германия), В. Аалтонен (Финляндия), Дж. Манцу (Италия), в живописи П. Пикассо, А. Матисс (Франция), А. Модильяни, Р. Гуттузо (Италия), Д. Ривера, Д. Сикейрос (Мексика), Э. Уайет (США) и многие другие.

(Илл. В. Л. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. 1797 г.)

Словарь терминов изобразительного искусства.