(итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в К., составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под К. понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. К. в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой К. восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке . Методы К. могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).
В более узком смысле К. - особый жанр изобразительного искусства (как правило, графики; гораздо реже используются средства живописи и скульптуры), являющийся основной формой изобразительной сатиры и обладающий ясной идейной социально-критической направленностью. Расцвет К. связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, с эпохами наибольшей активности народных масс, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы демократических сил. Зарождение жанра К. связано с Крестьянской войной 1524-26 в Германии, Реформацией, первыми буржуазными революциями 16-18 вв. в Нидерландах, Англии, Франции. В этот период отчётливо видна непосредственная связь К. с лубком, с народной моралью, с эстетическими принципами фольклора, что характерно и для многих позднейших этапов развития К. (русская К. 1812, мексиканская политическая графика 1910-х гг., кит. 1920-х гг.). Важную роль в К. играет текст. Активная общественная роль К. сказывается и в формах её бытования - самых массовых из всех, какие знало изобразительное искусство. Поставив себе на службу наиболее многотиражные виды графики - ксилографию, офорт, литографию - и типографский станок, К. распространяется в виде 'летучих листков', журнальных и газетных иллюстраций, широко доступных альбомов и т. д. Обладая собственными социальными разоблачительными задачами и своей образной спецификой, К. несёт и идейно-художественные стилевые черты искусства своего времени: принципы классицизма обнаруживаются во многих К. конца 18 - начала 19 вв., воздействие стиля 'модерн' - в журнальной К. рубежа 19-20 вв., связь с экспрессионизмом - у ряда немецких карикатуристов 1910-20-х гг. и т. д. При этом К. представляет те стороны искусства своей эпохи, которые наиболее прямо обращены к социальной злобе дня; этим она воздействует и на общее развитие искусства, способствуя его сближению с острыми общественными проблемами.
Самостоятельная эстетическая значимость К. была впервые теоретически осмыслена в начале 19 в. романтиками, чья эстетика отводила иронии и гротеску одно из видных мест. Но уже в 1-й половине 18 в. картины и гравюры У. Хогарта, высмеивающие нравы тогдашнего английского общества, положили начало систематическому развитию К. как важной области изобразительного творчества. Вслед за Хогартом английские профессиональные графики-карикатуристы 2-й половины18 - начала 19 вв. Дж. Гилрей, Т. Роулендсон, Дж. Крукшанк выработали свой тип К.: они преобразовывали жанровые сцены в особый тип театрализованного зрелища, обнажающего уродливые и смешные стороны действительности. Социально-обличительный пафос английских К. не поднимался выше 'парламентского оппозиционерства' и осмеяния нравов, но в ней сформировались многие характерные творческие приёмы европейской К. Тогда же определилась специфическая для К. оперативность отклика на все крупные события общественной и государственной жизни, международной политики: таковы К.-лубки Великой французской революции, английские 'антинаполеоновские листы' и русские сатирические 'народные картинки' И. И. Теребенёва, А. Г. Венецианова, И. А. Иванова, направленные против захватнических притязаний Наполеона и французомании дворянства. Язвительные 'портреты' крепостников создал А. О. Орловский. Наконец, в сатирических офортах Ф. Гойи, бичующих испанскую реакцию и мракобесие, зверства французских оккупантов, гротескный язык К. приобрёл небывалую силу и глубину художественного воздействия.
В 19-20 вв. развитие К. тесно связано с литературной публицистикой (от политического памфлета до бытового фельетона), с передовой журналистикой и её социально-политическими устремлениями. Повседневное сотрудничество карикатуристов в журналах и газетах стало обычной формой их творческой деятельности. Прогрессивная К. 19 в., участвуя в классовых боях, много внимания уделяла главной теме критического реализма - отстаиванию прав и достоинства личности в условиях власти денег. Антибуржуазный пафос окрашивает творчество крупнейшего карикатуриста О. Домье, с его богатством градаций от резкого обличения до грустного юмора, и К. Парижской Коммуны 1871 (Ж. Пилотель, Молок и др.). В условиях цензурных стеснений острая социальная сатира выступала часто в форме бытовой К., нравоописательных сцен, в которых осмеивались пороки политического строя и общественной жизни. Текст помогал читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Этот приём характерен для карикатуристов русских сатирических журналов середины 19 в. - 'Искры', 'Гудка' и др. (Н. А. Степанов, Н. В. Иевлев, П. М. Шмельков), участвовавших в революционно-демократической борьбе против самодержавия и крепостничества. Из лубка пришли в К. иносказания, сатирические сцены-аллегории, в которых собирательные понятия - труд, капитал, свобода - представлены в виде персонажей. Одним из самых действенных и ёмких сатирических средств стал гротескный обобщённый образ - 'социальная маска' - то портрет-шарж, то собирательный образ, воплощающие типичные черты господствующих классов. Таковы созданные французскими карикатуристами - Ш. Филипоном, Гранвилем, Домье и др. - обличительные образы 'короля-буржуа' Луи Филиппа и проходимца Робера Макера. Сатирические портреты царя и его сановников, перерастающие в социальные маски, создавались в русской политической графике, ставшей важным фактом общественной жизни в годы Революции 1905-07 (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). В выработке гротескного лаконичного графического языка К. участвовали художники немецкого журнала 'Симплициссимус' (основан в 1896), русских журналов 'Сатирикон' (1908-14) и 'Новый Сатирикон' (1913-18).
В 20 в. К. отразила усложнившееся соотношение общественных сил. Так, в К. Революции 1905-07 в России, наряду с общедемократической борьбой за свободу, получили выражение и социалистические идеи, позже развитые политической графикой дооктябрьской большевистской газеты 'Правда'. Большого напряжения и эмоциональной остроты достигла антимилитаристская К., протестующая против захватнической политики империализма, несущей человечеству муки и страдания; особенно сильное влияние оказала на К. политическая графика Ф. Мазереля с её сочетанием гротеска, трагизма и романтической патетики. С резким обострением классовой борьбы пролетариата в 1910-20-е гг. передовые карикатуристы всё чаще связывают своё творчество с рабочей и коммунистической прессой (Р. Майнор, У. Гроппер, Ф. Эллис, Дж. Бёрк в США; Жорж Грос, О. Дикс, Г. Цилле, Р. Шлихтер в Германии; Л. Лафорж, Р. Дюбоск, Р. Каброль во Франции; И. Лада в Чехословакии). С 1930-х гг. важную роль играла антифашистская сатирическая графика (И. Бешков в Болгарии, Д. Ло в Великобритании). В послевоенные годы стали широко известны прогрессивные карикатуристы Жан Эффель, Л. Миттельбер (Франция), Х. Бидструп (Дания).
В советском искусстве в первые годы Советской власти К. стала составной частью разных видов агитационно-массового искусства. В сатирическом плакате (в том числе в 'Окнах РОСТА') революционных лет (М. М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев) сложились идейно-художественные принципы и стилистика советской К. - её политическая активность, непосредственное обращение к широчайшим народным массам, социальная определённость критического пафоса, направленного против внешних и внутренних врагов революции. В 1920-30-х гг. в РСФСР и др. республиках появились многочисленные сатирические журналы, ставшие центром развития профессиональной К. Среди её мастеров - И. А. Малютин, М. М. Черемных, А. А. Радаков, Л. Г. Бродаты, Б. Е. Ефимов, Н. Э. Радлов, Ю. А. Ганф, К. П. Ротов, Б. И. Антоновский, Кукрыниксы, А. М. Каневский, В. Н. Горяев, К. С. Елисеев, Б. И. Пророков. Л. В. Сойфертис, И. М. Семенов, А. Азимзаде, В. Г. Литвиненко. Большое политическое значение приобрели регулярно публикуемые газетами К обличающие силы мировой реакции, империализма и колониализма. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 К. как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа, в борьбе с фашистской агрессией. Она получила широкое распространение в журналах, газетах (в том числе фронтовых), агитационных листовках, большое место заняла в плакате (в том числе в 'Окнах ТАСС'). В послевоенный период расширяется круг тем К., обращающейся к различным сторонам международной и внутренней жизни, истории, быта, к борьбе с пережитками капитализма. Мастера советской. К., как и карикатуристы социалистических стран (А. Байер-Ред, Х. Зандберг в ГДР, Б. Линке, Э. Липиньский в Польше, С. Венев в Болгарии, Чик Дамадьян в Румынии), активно борются за коммунистические идеалы.
Лит.: Швыров А. В., Трубачев С. С., Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времён до наших дней, СПБ. 1903 [на обложке 1904]; Ацаркина Э. Н., Революционная карикатура Германии 1848-1870 годов, М. - Л., 1931; Яворская Н., Современная революционная политическая сатира на Западе, М. - Л.,1932; Некрасова Е., Очерки по истории английской карикатуры конца XVIII и начала XIX веков, [Л.], 1935; Варшавский Л. Р., Русская карикатура 40-50-х годов XIX века, М., 1937; Калитина Н. Н., Политическая карикатура Франции 30-х годов XIX столетия, Л., 1955; Ефимов Б. Е., Основы понимания карикатуры, М., 1961: Стыкалин С., Кременская И., Советская сатирическая печать. 1917-1963, М., 1963; Стернин Г., Очерки русской сатирической графики, М., 1964; Виппер Б. Р., Статьи об искусстве, [М., 1970], с. 129-136; Champfleury [Fleury-HussonJ.], Histoire de la caricature,..., [livres] 1-5, P., 1865-80; Fuchs Е., Die Karikatur der europaischen Volker vom Altertum bis zur Neuzeit. 2 . Aufl., Bd. 1-2, В., 1902, 3 . Auf]., Bd 1-2, В., 1904: Hofmann, W., Die Karikatur von Leonardo bis Picasso, W., 1956.
Г. Ю. Стернин.