- какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Рисунок, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее ограниченным использованием разных цветов. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна; художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок в живописи составляет обычно начальную стадию выполнения произведения и играет важнейшую роль в определении очертаний, формы, объема предметов и расположения их в пространстве. Поэтому термином "рисунок" обозначается также совокупность линейно-пластических элементов живописи, определяющая структуру и пространственное соотношение форм. Рисунок в графике как самостоятельная область художественного творчества является главным ее видом. На основе рисунка развиваются и другие виды графики - гравюра и литография. Имеющий исключительное значение как средство познания и изучения художником действительности, рисунок (прежде всего рисование с натуры, учебное рисование) составляет основу художественного образования. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, по темам и жанрам, по назначению, по технике и характеру исполнения. Рисунок может быть станковым произведением графики или служить вспомогательным материалом для создания живописных, графических, реже скульптурных произведений. Подсобные рисунки (набросок, эскиз, этюд) часто имеют выдающуюся художественную ценность. Особое место занимают рисунки, фиксирующие архитектурный замысел. В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. В XII-XVI вв. получили широкое распространение металлические (свинцовые, серебряные) штифты, известные еще со времен античности. В эпоху Возрождения входят в употребление сланцевый, так называемый итальянский карандаш ("черный мел") и сангина ("красный мел"). С XVI века применяется графит, с конца XVIII века - современного типа карандаши в деревянной оправе. В качестве жидких красящих средств, наносимых пером (тростниковым, птичьим, металлическим) или кистью, употребляются тушь, бистр, сепия, чернила. Основой, на которую наносится рисунок, служат самые разнообразные материалы. В древнем мире широко употреблялся папирус, в средние века - пергамент. С эпохи Возрождения основным материалом для рисунка служит бумага, изобретенная в Китае и известная в Европе с X-XII вв. Акварель, гуашь, пастель, тушь могут служить средством для создания как рисунка, так и собственно живописных произведений. История рисунка, как одного из древнейших видов творчества восходит к первобытному искусству. В эпоху палеолита он неотделим от наскальной и пещерной живописи, от примитивной гравировки (жизненно достоверные изображения животных и сцен охоты), а в эпоху неолита схематизируется, иногда переходя в орнамент. Рисунок становится чистой графикой на древне-египетских папирусах периода Нового царства (XVI-XI вв. до н. э.). Особой пластичностью отличается рисунок в древнегреческой вазописи классического периода. Тонкость наблюдения реальной жизни присуща рисункам тушью на шелке и бумаге, создававшимся с 4 века до н. э. в Китае, в последствии также в Японии и других странах Дальнего Востока (пейзажи, изображения людей, животных, цветов). В средние века линейный рисунок развивается как архитектурный чертеж и графический образец для создания деталей архитектурного декора, в монументальных росписях служит начальным контуром изображения, лицевым подлинником при выполнении сложных композиций (например, в иконописи) и в целом носит схематичный и орнаментальный характер. Специфика рисунка как вида графики полнее определяется в средневековой миниатюре. В эпоху Возрождения закладываются теоретические практические основы всей последующей творческой и учебной методики европейского рисунка (изучение законов перспективы, светотени, пластической анатомии). Возникает станковый рисунок и намечаются его основные жанры (историческая и жанровая композиция, портрет, пейзаж). В Италии точный и пластически ясный, детально разработанный рисунок, характерный для мастеров XV века, приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Андреа дель Сарто). В немецком рисунке XVI века выделяются линейно-штриховая четкость работ А. Дюрера и живописность штудий М. Нитхардта, но в целом преобладает линейное начало. Блестящее развитие в XV-XVI вв. получает карандашный портрет, тонко фиксирующий физиономические особенности модели (Я. ван Эйк в Нидерландах, Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. и Ф. Клуэ во Франции). С XVI века начинается собирание рисунков выдающихся мастеров - как образцов для штудий молодых художников и как произведений, имеющих самостоятельное эстетическое значение. С конца XVI века вырабатывается (итальянцем Ан. Карраччи и др.) академический рисовально-учебный процесс, продержавшийся в Академиях художеств многих стран вплоть до конца XIX века. В противовес ясному, отчетливому, но отвлеченному академическому рисунку в XVII веке создаются необычайно глубокие по замыслу, смелые и свободные по манере рисунки Рембрандта, верные натуре рисунки пейзажистов Я. ван Гойена и Я. ван Рёйсдала, жанристов А. ван Остаде, Г. Терборха, Г. Метсю в Голландии, полные жизни, энергичные рисунки П. П. Рубенса во Фландрии, произведения крупнейших французских рисовальщиков - острые гротескные наброски Ж. Калло, проникнутые глубоким внутренним чувством, свободные и живописные рисунки Н. Пуссена и К. Лоррена. В XVIII веке выдвигается ряд блестящих мастеров виртуозного, богатого тонкими наблюдениями и живописными эффектами рисунка - натурного, жанрового пейзажного и т. д. (А. Ватто, Ф. Буше, Г. де Сент-Обен, Ю. Робер, Ж. О. Фрагонар во Франции, Дж. Б. Тьеполо, Ф. Гварди в Италии, Т. Гейнсборо в Великобритании). Выступая против изысканности рисунка рококо, представители классицизма XVIII века во Франции во главе Ж. Л. Давидом возрождают строгий, мужественный стиль рисунка, четкость линий и отвлеченную пластичность моделировки. На рубеже XVIII-XIX вв. испанец Ф. Гойя посвящает свои страстные, темпераментные, острые по исполнению рисунки народной жизни и освободительной борьбе. Принципы свободного, проникнутого дыханием жизни, выразительный рисунок утверждают французские романтики Т. Жерико и Э. Делакруа и особенно крупнейший французский рисовальщик XIX века О. Домье, острогротескные рисунки которого отличаются точностью наблюдения, обобщенностью, заостренностью силуэта. Французский рисунок XIX века представлен также тонкими пейзажными зарисовками К. Коро и художников барбизонской школы, реалистическими и вместе с тем широко обобщенными набросками Ж. Б. Милле; чутко передающими момент движения, живую пластику человеческого тела листами Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуара и других представителей импрессионизма. В конце XIX- начале XX вв. вырабатывается специфический рисунок, отличающийся подчеркнутой графичностью и рассчитанный на воспроизведение в новой для той поры фотомеханической технике на страницах книг, журналов, газет. Мастерами такого рисунка, выражающего основные черты стиля "модерн", явились Т. Т. Хейне и другие в Германии, О. Бёрдсли и другие в Великобритании, Ф. Ропс в Бельгии. Наряду с этим типом в искусстве постимпрессионизма развивается рисунок, графически адекватный содержанию и манере живописи того или иного мастера (П. Сезанн, А. де Тулуз-Лотрек и голландец В. ван Гог во Франции, Э. Мунк в Норвегии). С конца XIX- начала XX вв. получают распространение политический рисунок, направленный против социального угнетения и нередко проникнутый революционным пафосом. С начала XX века рисунок развивается под отчетливым воздействием сменяющих друг друга направлений. В рисунках многих художников XX века, представителей авангардистских направлений в искусстве, профессиональное мастерство рисовальщиков, острая выразительность форм нередко связаны с самодовлеющим экспериментом. XX век дал немало крупнейших мастеров рисунка, выделяющихся своей остроиндивидуальной манерой. Особое место в истории рисунка XX века принадлежит П. Пикассо во Франции, создававшего свои рисунки в различных манерах.
(Илл. Леонардо да Винчи. Профиль старого мужчины.)