(Fragonard) — франц. живописец и гравер (1732—1806), ученик сперва Ж.-Б. Шардена, а потом Фр. Буше, и в 1752 г. за картину "Жертвоприношение Иеровоама" получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. В Риме значительное влияние оказали на него итальянские мастера XVII стол. Бароччо, Солимена, П. да Кортона и в особенности Тьеполо. Подружившись здесь с живописцем Гюбером Робером, он сделал вместе с ним и с талантливым любителем искусства Сен-Ноном поездку на юг Италии. Плодом этой поездки было издание увража "Voyage de Naples et de Sicile", в котором большинство рисунков гравировано Ф. По возвращении своем в Париж он выставил в салоне 1765 г. картину "Смерть Кореза" (наход. в Луврском музее в Париже), за которую Королевская академия художеств приняла его в свои члены. Однако вскоре после того он бросил исторический род живописи и, подчинившись вкусу того времени, стал писать идеалистические жанры и пасторали в духе Ватто и Буше, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели и по временам заниматься офортным гравированием. Произведения его вошли в большую моду и покупались нарасхват по дорогой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства. Но вспыхнувшая революция разорила его, а классицизм, водворенный во французском искусстве Л. Давидом, лишил его прежней популярности. В больших исторических картинах Ф. мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком переиначенной и приукрашенной; зато жанровые его картины, хотя и не чуждые манерности, пленяют зрителя умно изобретенной композицией, грациозностью рисунка, изящностью и деликатностью колоритных тонов, плавностью и сочностью письма и вообще большим вкусом исполнения. К числу известнейших между ними принадлежат: "Урок музыки", "Пастораль" (амуры указывают отдыхающим под деревом любовникам на циферблат), "Купальщицы", "Спящая нимфа", "Амур, снимающий сорочку с красавицы" (La chemise enlev?e), "Молодой гитарист", "Молодая читательница" и "Вдохновение" в Луврском музе; "Семейство фермера" и "Поцелуй украдкой" в Императорском Эрмитаже; "В отсутствие отца и матери", "Прятки", "Замок", "Генрих IV и Габриель" и "Ученые собаки", в разных частных коллекциях. Из гравюр Ф. особенно интересны: "Шкаф" (родители девушки находят возлюбленного дочери, спрятанного в шкафу, собственная композиция художника; очень редкий лист), "Обрезание" с Тьеполо, "Антоний и Клеопатра" с Либери, "Вечеря в Эммаусе" с Риччи, и "Сретение Господне" с Тинторетто. Ср. Baron Roger Portalis, "Honor? Fragonard, sa vie et son oeuvre" (П., 1888).
Значение ФРАГОНАР ЖАН-ОНОРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ФРАГОНАР ЖАН-ОНОРЕ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012