- (от французского gravure) 1. Печатный оттиск на бумаге с доски (дерево, линолеум, камень, металл), на которой нанесен рисунок (с помощью ножей, стамесок, долот или резцов - штихелей). 2. Вид искусства графики, включающей многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков. Нередко к гравюре относят и литографию. Гравюра использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда цвет) и применяется в характерных для графики целях - для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности заключаются в ее тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков). Различаются выпуклая гравюра (ксилография - на дереве, линогравюра и на металле; на рисунок возвышающийся над фоном наносится тампоном или валиком краска, печатается вручную или на прессе на равномерно придавленной бумаге). И углубленная (резцовая, офорт - процарапывание иглой по кислотоупорному лаку, "сухая игла" - процарапывание прямо по металлу; рисунок механическим или химическим способом углубляется в металлической пластине, краска набивается тампоном в углубления и доска покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка) гравюра. Другие виды углубленной гравюры: акватинта (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирная манера (комбинации точек, выбитых в доске пуансоном или нанесенные сквозь лак иглами и рулетками), лавис (рисование на доске кислотой), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест на доске, шероховатой после обработки гранильником), карандашная манера, мягкий лак (рисование на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску) и т. д. Возникновение связано с ремеслами, где применялись процессы гравировки. Гравюра упоминается в Китае с VI-VII вв., первая датированная гравюра относится к 868 г. Гравюра широко распространена, характеризуется обилием репродукционных техник. Мастера, художники: М. Шонгауэр, А. Мантенья, А. Дюрер, У. Граф, Пармиджанино, У. да Карпи, Л. Кранах Старший, Лука Лейденский, П. Саутман, К. Меллан, Ж. Калло, Дж. Б. Кастильоне, Я. ван Рейсдал, П. Поттер, С.Ушаков, М. Вощанка, Ф. Буше, Дж. Р. Смит, А. Ватто, Ж. О. Фрагонар, У. Хогарт, Дж. Б. Пиранези, Судзуки Харунобу, Кацусика Хокусай, Ф. Гойа, В. В. Матэ, Ж. Ф. Милле, К. Коро и многие другие.
(Илл. А. Дюрер. Четыре всадника. Гравюра на дереве из серии "Апокалипсис". 1498 г.)