1) Спасо-Аврамиев-Богородицкий-Училищный, мужской, 2-го класса монастырь — в городе Смоленске. Основан в XII столетии во имя Положения риз Пресвятой Богородицы епископом Игнатием. В 1728 г. при монастыре заведено духовное училище (впоследствии духовная семинария). В соборе почивают мощи первого настоятеля монастыря, Авраамия. 2) Спасо-Великопустынский, мужской — Псковской губернии и уезда, ныне погост Великие Пустыни. Основан в XIV в., в 1764 г. положен в 3-м классе, но через два года закрыт. В нем был в 1418 г. погребен псковский князь Григорий. 3) Спасо-Вифанский монастырь — см. Вифанский монастырь. 4) Спасов мужской скит — Харьковской губернии, Змиевского уезда. Основан в 1889 году на месте крушения императорского поезда 17 октября 1888 г. 5) Спасов-Кукоцкий или Спас на Куксе, мужской, ныне церковь — Владимирской губернии, Суздальского уезда. Основан в XVI в. Первые сведения о монастыре совпадают со временем пребывания в нем Гришки Отрепьева. В 1725 г. приписан к Юрьевскому-Архангельскому монастырю и в 1764 г. упразднен. 6) Спасо-Геннадиево-Сунорожский или Корнилиева пустынь, мужской, 3-го класса — Ярославской губернии, Любимского уезда. Основан в 1505 г. учеником преподобного Корнилия Комельского, Геннадием, предсказавшим Анастасии Романовне, что она будет царицей; мощи его покоятся в соборном храме. В 3-й класс положен в 1764 г. 7) Спасо-Шушгорский погост — Новгородской губернии, Белозерского уезда, в 50 верстах от уездного города. Здесь до 1764 г. существовал мужской монастырь, основанный в XVI в. преподобным Даниилом, мощи которого почивают под спудом в местной церкви. 8) Спасо-Евфимиев или Спасский-Суздальский, мужской, 2-го класса — в городе Суздале, Владимирской губернии. Основан в 1352 г. Святыня его — старинная икона Корсунския Божия Матери. В монастыре погребены почти все князья Пожарские. До 1664 г. в нем был архимандритом Питирим, впоследствии патриарх. Ср. Л. Сахаров, "Историческое описание Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря" (Владимир, 1870). 9) Спасо-Евфимиев-Сянжемский-Вознесенский, мужской, ныне погост Евфимов монастырь — Вологодской губернии, Кадниковского уезда. Основан в начале XV в. преподобным Александром. Упразднен в 1764 г. 10) Спасо-Евфросиниевский, женский, 1-го класса — в двух верстах от города Полоцка, Витебской губернии. Основан в XII в. св. Евфросиньей (см.), бывшей и первой игуменьей обители. Покровительствуемый полоцкими князьями, имевшими в нем усыпальницу, монастырь быстро возрастал. В 1579 г. отдан иезуитам, по изгнании которых в 1820 г. перешел в казну и служил дачей полоцких епископов. В 1841 г. возобновлен, с положением в первый класс; тогда же перенесен в монастырь из киевского Софийского собора и крест, воздвигнутый св. Евфросинией, с частицами животворящего, дерева "от камени" Гроба Господня и мощей Георгия Победоносца и др. Частица же её мощей была перенесена впоследствии. При монастыре женское, с шестилетним курсом, училище, на 120 учениц, и церковно-приходская школа. В настоящее время в нем три храма: Спасо-Преображенский, Евфросиниевский и Крестовоздвиженский (с 1893 г.). См. В. Альбицкий, "Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь" (Витебск, 1897). 11) Спасо-Елезаров-Великопустынский-Трёхсвятительский, мужской, 2-го класса — Псковской губернии и уезда. Основан пустынником Елеазаром (в иночестве Евфросинием) в 1447 г. При издании штатов в 1764 г. оставлен на своем содержании; в 1766 г. в него переведен упраздненный Спасо-Великопустынский монастырь; в 1813 г. возведен во 2-й класс. В соборном храме, во имя Трех Святителей, почивают мощи преподобного Евфросиния и Серапиона († в 1481 г.); тут же находятся древние иконы Спасителя и Божией Матери. При монастыре богадельня (с 1884 г.). 12) Спасо-Ильинский, женский — в городе Слуцке, Минской губернии; ныне церковь. Основан в XV столетии и первоначально был мужским; с 1611 г. — женский; в 1795 г. возведен во 2-й класс. Закрыт в 1855 г. 13) Спасо-Каменная-Белавинская, мужская, заштатная пустынь — Вологодской губернии и уезда. Основана под именем монастыря в XIII в. белозерским князем Глебом Васильевичем. В 1764 г. положен в 3-й класс, но через 10 лет весь выгорел и восстановлен только в 1801 г., с переводом в него Белавинской-Богоявленской пустыни, Кадниковского уезда. В монастыре покоятся мощи игумена Кассиана († в 1453 г.), чудотворца Петра и блаженного инока Василия Юродивого. 14) Спасо-Мирожский в Пскове — см. Мирожский монастырь. 15) Спасо-Нередицкий или Спас на Городищи, мужской, ныне церковь во имя Преображения — Новгородской губернии и уезда. Основан, вероятно, еще в конце XII в. Долгое время состоял приписанным к Юрьеву монастырю и в 1764 г. упразднен. Примечательностью его является храм Преображения, уцелевший с XII в. и сохранивший стенную фресковую живопись того же времени. 16) Спасо-Преображенский, мужской монастырь, ныне архиерейский дом — в городе Могилеве. При церкви Преображения с 1447 г. существовали мужской и женский монастыри. Из грамоты короля Стефана Батория, 1578 г., видно, что архиепископ полоцкий Феофан большей частью пребывал в Могилеве и что, поэтому, король передал в его непосредственное владение могилевский Спасский монастырь с церковью, со всеми имениями, угодьями и доходами. В 1588 г. монастырь отнят от Феофана за корыстолюбие и нерадение и передан в ведение могилевских граждан. В 1588 г. монастырь передан во владение архиепископу полоцкому Афанасию Терлецкому. В 1650 г. грамотой короля Яна-Казимира отдан православным. В церкви Преображения, достроенной в 1746 г., погребаются архиепископы могилевские. 17) Спасо-Преображенский, женский, общежительный — Кубанской области, близ села Сеиты. Основан в 1896 г. при древнем храме. (Остальные Преображенские монастыри — см. соотв. статью). 18) Спасо-Раевский или Спасский-Раифский-Кезовский, женский, ныне село Спас на Кезе — Нижегородской губернии, Семеновского уезда. Основан в начале XVII в. и до 1713 г. был мужским. 19) Спасо-Реннская пустынь, ныне слобода того же имени — Тверской губернии, Весьегонского уезда. По преданию, основана в XV в. преподобным Зосимой Соловецким. После литовского разорения в 1611 г. приписана к Краснохолмскому Антониеву-Николаевскому монастырю, в который и перешли все многочисленные древние вещи, рукописи и документы С.-Реннской пустыни. Упразднена в 1764 году. См. исследование о ней в "Трудах Московского Археологического Общества", т. VIII (1880). 20) Спасо-Суморин, мужской, заштатный монастырь — Вологодской губернии, Тотемского уезда. Основан в 1554 г. преподобным Феодосием († в 1568 г.). В монастыре 3 церкви. 21) Спасо-Яковлевский-Дмитриев (ранее Зачатьевский), 1-го класса монастырь — в городе Ростове. Основан в конце XIV в. епископом ростовским Иаковом († в 1392 г.). В 1723 г. к нему приписаны монастыри: Андреевский — в Ростове и Николаевский — на Бою. В 1764 г. сделан ставропигиальным во 2-м классе, а в 1834 году возведен в 1-й класс. С 1888 г. служит местопребыванием ярославских викариев. В соборном храме во имя Зачатия св. Анны почивают мощи св. Иакова и Дмитрия. В монастыре сохранилось значительное собрание рукописей, часть которых описана А. А. Титовым в "Библиографических Записках" за 1892 г., № 10. Ему же принадлежит и статья о монастыре в "Историческом Вестнике" за 1888 г., № 2. 22) Спасский, женский, 3-го класса монастырь — в Симбирске; основан одновременно с городом и до конца XVIII в. назывался "деревянным", из-за деревянных построек, замененных каменными в 1787—89 гг. В 1864 г., вследствие пожара, монастырь опустел и восстановлен только через 6 лет; в нем два храма: 1) во имя Спаса Нерукотворенного и 2) во имя Иверской Божией Матери, один из лучших храмов в Симбирске. При монастыре школа и приют. 23) Спасский-Бородинский, женский, 2-го класса — Московской губернии, Можайского уезда. Основан в память бородинского сражения (1812) вдовой генерала Тучкова в 1833 г. 24) Спасский-Загородный-Трехсвятский, мужской, ныне загородный дом тверских епископов — Тверской губернии и уезда. Основан в первой половине XIV в. В XVII в. был разорен литовцами. 25) Спасский-Вожеозерский или Чарондский-Воздвиженский, мужской, ныне село — Новгородской губернии, Кирилловского уезда. Основан в XV столетии преподобным Мартимианом. Долгое время состоял приписанным к новгородскому архиерейскому дому и в 1764 г. упразднен. 26) Спасский-Зводский, мужской, ныне приходская церковь (с 1764) — Новгородской губернии, Старорусского уезда; основан в XV в. 27) Спасский-Зеленогорский, мужской, ныне приходская церковь — Нижегородской губернии и уезда. Основан в 1658 г. 28) Спасский-Малоюнгинский, мужской, ныне село — Казанской губернии, Козьмодемьянского уезда. Основан в 1625 г. В нем подвизался монах Антоний, впоследствии избранный в патриархи, но отказавшийся, за старостью, в пользу Никона. Монастырь имел миссионерское значение для распространения христианства среди черемис. 29) Спасский-Надолбинский, мужской, упраздненный в 1764 г. — в городе Пскове. Основан в XVI в. 30) Спасский-Новоприлуцкий-Козьеручьевский, мужской, ныне церковь — Архангельской губернии, Холмогорского уезда. Основан в 1617 г. По упразднении в 1764 г. на его месте учреждено училище для детей церковнослужителей, из которого образовалась семинария, переведенная в 1771 г. в Архангельск. 31) Спасский на Песках, Княгин, мужской, ныне церковь Преображения — Ярославской губернии, Ростовского уезда. Основан в XIII в. княгиней Марией, супругой князя Василька, и был сначала женским. 32) Спасский-Преображенский, мужской, ныне село (с 1764) — Нижегородской губернии, Княгининского уезда. Основан в начале XVII в. 33) Спасский или Макарьевский-Желтоводский-Преображенский, мужской монастырь, ныне село Пурех или Макарьевская Слободка — Нижегородской губернии, Балахнинского уезда. Основан на пустоши Петряевской в XVII столетии князем Дм. Мих. Пожарским. Упразднен в первой четверти XVIII столетия. В церкви села сохранились многие вещи из церковной утвари, пожертвованной князем Пожарским, а также икона Владимирской Божией Матери и Казанской Божией Матери. До 1826 г. здесь же была хоругвь, сопровождавшая князя Пожарского при освобождении Москвы и перенесенная в Оружейную палату. 34) Спасский-Преображенский, иначе Спас-Ядринский, мужской — в городе Коломне, Московской губернии, ныне церковь. Основан в XIV в. В 1764 г. положен в 3-м классе и в 1791 г. упразднен. 35) Спасский на Бору, мужской монастырь, ныне церковь Спас на Бору в Москве, внутри Кремля. Основан в 1330 г. великим князем Иоанном Даниловичем Калитой, который перевел к построенной им церкви Преображения на своем дворе иноков Даниловского монастыря. В 1491 г. великий князь Иоанн Васильевич, находя место это неудобным для монастыря и соблюдения правил монашеского уединения, перевел его на левый берег Москвы, который с того времени стал называться Новоспасским; оставшуюся же церковь Преображения обратил в собор, который в 1817 г. переименован в приходскую церковь. У северной стены, в углу храма, покоятся мощи просветителя Великой Перми епископа Стефана, скончавшегося в 1396 г. 26 апреля, в каковой день чтится его память. Обитель была до построения Архангельского собора усыпальницей великих князей и княгинь. 36) Спасский-Запруденский, мужской, монастырь, ныне церковь Спаса, приписанная к Успенскому костромскому собору. Основан в 1238 г. князем Василием Квашней, на месте явления чудотворной иконы Федоровския Богоматери, находящейся ныне в Успенском костромском соборе. В 1681 г. приписан к галичскому архиерейскому дому. В 1724 г. монастырь упразднен. В 1758 г. преосв. Дамаскин завел семинарию и в 1760 г. устроил загородный архиерейский дом. 37) Спасский или Спасов Белый, мужской, совсем уничтоженный — Киевской губернии и уезда, в 8 верстах от Киева, близ села Вышгорода, на горе Белый Спас, известной ныне под именем Спасовщины. Полагают, что основан еще в Х в. иноками, пришедшими из Греции вместе с первым митрополитом киевским Михаилом. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский, будучи удельным князем вышгородским, построил в монастыре каменную церковь под именем Белого Спаса в 1146 г. По разорении Батыем Вышгорода и монастыря, иноки разбежались, и после некоторого времени снова собрались, основав новый монастырь Межигорский (см.). 38) Спасский, ныне упраздненный мужской монастырь — в городе Путивле Курской губернии, находился в самой крепости. Существовал уже в XIII столетии и здесь был погребен князь путивльский Василий Георгиевич, сын Игоря Святославича Черниговского; до настоящего времени виден надгробный его камень. 39) Спасский, мужской монастырь, ныне развалины — Смоленской губернии и уезда, близ деревни Чернушки, в 1 версте к западу от Смоленска, на левом берегу Днепра. Уже существовал в 1197 г., когда игумен его находился при погребении смоленского князя Давида Ростиславича. В 1384 г. здесь было бракосочетание сына тверского князя Бориса Михайловича с дочерью смоленского князя Святослава Ивановича. Монастырь существовал до осады Смоленска в 1609 г. 40) Спас-Подвязный или под Вязом, мужской монастырь, ныне приходская церковь Спаса Подвязного — на Мшанской улице, в городе Костроме. Основан царем Михаилом Феодоровичем при посещении города в 1619 г. По патриаршей грамоте 1681 г. обращен в приход.
Значение СПАССКИЕ МОНАСТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СПАССКИЕ МОНАСТЫРИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012