Значение слова АФОН в Православной энциклопедии Древо

АФОН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Святая гора Афон (Athos) , единственная в мире православная монашеская "республика", входит в состав Греческой республики .

География

Святая Гора Афон представляет собой полуостров в северовосточной Греции , восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину. Полуостров горист, покрыт густыми лесами, изрыт бесчисленными скалистыми оврагами. В юго-восточной части Св. Горы возвышается гора Афон высотой 2033 м. над уровнем моря. Несмотря на то, что это полуостров, добраться до него можно только по морю или на вертолете.

История

В языческой древности Афонскую гору знали как Аполлониаду (по храму Аполлона ), позднее на вершине горы стоял храм Зевса , который назывался Афос по-гречески (по-русски - Афон).

Церковное предание повествует, что Божия Матерь , приняв благодать Св. Духа в огненных языках, готовилась по жребию отправиться в Иверскую землю, но получила известие от Ангела, что труд апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Божия Матерь с Апостолами направлялась на остров Кипр к епископу Лазарю , попал в бурю и причалил к Афонской горе. Народ языческий принял Божию Матерь и слушал ее проповеди, затем уверовал и крестился. Многие чудеса совершила там Божия Матерь прежде чем отплыть на Кипр. Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольских мужей и сказала: “Cue место буди мне в жребий, данный мне от Сына и Бога моего”. Потом благословив народ, присовокупила: “Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я же буду заступница места сего и теплая о нем ходатаица пред Богом”.

С тех пор Афон вступил в эру христианской истории. Он находился под владычеством Рима , преследовавшего христиан до 313 года, когда император Константин Великий издал указ о даровании христианам права гражданства и свободы вероисповедания. К этому времени христианство на Св. Горе было довольно развито. Появились монастыри, расцвело иночество.

Существует предание, что в 422 г. было посещение Афона дочерью Феодосия Великого царевной Плакидией , но войти в монастырь Ватопед ей воспрепятствовал голос от иконы Божией Матери. С того времени отцы Афона положили закон, запрещающий доступ на Св. Гору лицам женского пола, что позже закрепилось и царскими указами.

В VII веке завоевания Египта , Палестины и Сирии арабами-мусульманами вынудило христиан-клириков и иноков этих стран покинуть эти земли. Многие из них, согласно постановлению VI Вселенского собора , определились в монастыри Византии , в том числе и на Афоне.

Первые свидетельства о поселении на Афоне монахов относятся к VII - VIII векам.

В 971 году византийский император Иоанн Цимисхий подтвердил за афонскими монахами право владения полуостровом. Полное самоуправление "на вечные времена" было отражено в императорской дарственной и первом Уставе Святой горы. Численность их тогда увеличивается; появляется и православное славянское иночество: русское, сербское, болгарское.

Во времена Крестовых походов, периода упадка царской власти ( 1204 - 1261 гг.) Афон терпит гонения и разорения со стороны римского папства , а также насильственное насаждение церковной унии с Римом.

XIV столетие - время восстановительных работ разрушенных латинянами обителей. В этом помогают благочестивые императоры Андроник II и Андроник III Палеологи, много благотворит сербский царь Стефан Душан .

С 1453 года крушения Византии наступает период турецкого владычества, но Святая Гора сохранила за собой свободу православной веры и строй самоуправления при обязанности платить подушную подать. С того времени освободившаяся от татарского ига Россия материально помогает обителям Святой Горы.

В XVI веке с воцарением на престол османов Селима II начался тяжелый период с лишением всех имений монастырей; положение усугубляли последующие восстания в 1770 г. и в 1821 г.

Только в 1830 году Греция провозгласилась независимой. Для Афона наступил мирный период.

Управление

Афонская монашеская "республика" юрисдикционно принадлежит Константинопольскому патриархату . Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинополя и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. В отличие от всей Греции на Афоне для богослужений используется старый юлианский стиль календаря . Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ(ему можно писать по адресу: Megisti Laura, 63086, Karyai, Mount Athos).

Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства.

В т.н. "столице" Афона, городке Карее , располагается Протат , где осуществляется верховное самоуправление и суд. Афон является как бы монашеской республикой, причем, в каждом монастыре свой устав. Протат составляет Кинот и выборный из Кинота совет - Эпистасия . Кинот составляют антипросопы - доверенные лица, по одному из всех 20-ти монастырей Св. Горы, которые каждый год избираются своими монастырями. Имеющая распорядительную и исполнительную власть, владеющая делопроизводством Эпистасия выбирается ежегодно (первого июня) и поочередно из всех монастырей по одному представителю из каждых пяти монастырей (монастыри разделены на четыре пятерицы). Первое лицо из четырех эпистатов - прото-эпистат. Прото-эпистатом могут быть лица только из пяти главенствующих монастырей обыкновенно по очереди: Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар и Дионисиат.

Монастыри Афона

Все монастыри делятся на пять групп - в каждой группе по четыре монастыря.

В первую группу входят: Великая Лавра , Дохиар , Ксенофонт , Эсфигмен . Во вторую: Ватопед , Кутлумуш , Каракалл , Ставроникита . В третью: Иверский , Пантократор , Филофей , Симонопетра . В четвертую: Хиландар , Ксиропотам , святого Павла , Григориат . В пятую: Дионисиат , Зограф , святого Пантелеимона , Констамонит . Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию . Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.

Список монастырей Святой Горы:

Великая Лавра . Осн. в 963 г., престольный праздник 5/18 июля, в день преп. Афанасия Афонского . Тел. (30-377) 22586, 23760. Факс (30-377) 23761-2.

Ватопед . Осн. в 972 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения . Тел. (30-377) 23219. Факс (30-377) 23781.

Иверский . Осн. в 972 г., престольный праздник 15/28 августа, в день Успения . Тел. (30-377) 23643. Факс (30-377) 23248.

Хиландар (сербский). Осн. в 1197 г., престольный праздник 21 ноября/4 декабря, в день Введения во Храм . Тел. (30-377) 23797, 23760. Факс (30-377) 23108.

Дионисиат (св. Дионисия). Осн. в 1375 г., престольный праздник 24 июня/7 июля, в день Рождества Иоанна Предтечи . Тел. (30-377) 23687. Факс (30-377) 23686.

Кутлумуш . Осн. в конце тринадцатого века, престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня . Тел. (30-377) 23226. Факс (30-377) 23731.

Пантократор (Вседержитель). Осн. в 1363 г., престольный праздник 6/19 августа, в день Преображения Господня . Тел. (30-377) 23253. Факс (30-377) 23685.

Ксиропотам . Осн. в X веке, престольный праздник 9/22 марта, в день Сорока мучеников Севастийских , и 14/27 сентября, в день Воздвижения Креста . Тел. (30-377) 23251. Факс (30-377) 23733.

Зограф (болгарский). Осн. в X веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в день св. Георгия Победоносца . Тел. (30-377) 23247.

Дохиар . Осн. в X веке, престольный праздник 8/21 ноября, в день Архистратига Михаила , и 1/14 октября, в честь иконы Б.М. Скоропослушницы . Тел. (30-377) 23245.

Каракалл . Осн. в конце X века, престольный праздник 29 июня/ 12 июля, в день апп. Петра и Павла . Тел. (30-377) 23225. Факс (30-377) 23746.

Филофей . Осн. в 990 г., престольный праздник 25 марта/7 апреля, в день Благовещения , и 24 августа/6 сентября в день преп. Космы Этолийского . Тел. (30-377) 23256. Факс (30-377) 23674.

Симонопетра . Осн. в 1257 г., престольный праздник 25 декабря/7 января, в день Рождества Христова , и 22 июля/4 августа, в день св. Марии Магдалины . Тел. (30-377) 23254. Факс (30-377) 23722.

Святого Павла . Осн. в X веке, престольный праздник 2/15 февраля, в день Сретенья , и 28 июля/10 августа, в день св. Павла Ксиропотамского . Тел. (30-377) 23250, 23609. Факс (30-377) 23355.

Ставроникита . Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца . Тел. и факс (30-377) 23255.

Ксенофонт (преп. Ксенофонта). Осн. в XI веке, престольный праздник 23 апреля/6 мая, в св. Георгия Победоносца . Тел. (30-377) 23249. Факс (30-377) 23631.

Григориат (преп. Григория). Осн. в 1345 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца . Тел. (30-377) 23218, 23669, 23670. Факс (30-377) 23671.

Эсфигмен . Осн. в XI веке, престольный праздник в день Вознесения Господня . Тел. (30-377) 23796. Эсфигменский монастырь не поминает Вселенского патриарха, а также не имеет канонического общения с другими монастырями Святой Горы. Канонически он связан с греческими раскольниками - так называемыми " старостильниками ".

Святого Пантелеимона (русский). Осн. в начале X века, престольный праздник 27 июля/9 августа, в день св. Пантелеимона . Тел. (30-377) 23252.

Констамонит . Осн. в XI веке, престольный праздник 27 декабря/9 января, в день св. вмч. Стефана . Тел. (30-377) 23228.

Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.

Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище - так называемая " Афониада ", основанная в 1749 году. С 1953 года она расположена в Карее .

Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них - женский монастырь Ормилия , являющийся подворьем обители Симонопетра . Здесь подвизается свыше ста монахинь. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.

Паломнику на заметку

Все клирики, желающие посетить Святую Гору, должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники, желающие посетить Святую Гору, должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения. Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял. Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников. Договариваться с монастырями необходимо потому, что у них не всегда существует достаточно мест для приема посетителей. Телефоны монастырей приведены выше.

В Салониках автобус до Урануполя, из которого отправляется корабль к монастырям, отходит в 6 часов утра от автостанции "КТЕЛ Халкидикис". Автобус приходит в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают "диамонитирион". Он стоит порядка 20 долларов США. "Диамонитирион" дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате в Карее . В монастырях часто (хотя и не всегда) просят предъявить этот документ. С "диамонитирионом" необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни - главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Кареи, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Карее паломников ожидают машины из некоторых монастырей. Плата за перевозку может быть достаточно высокой - в зависимости от количества пассажиров. Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, котороый, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.

На Афоне есть телефоны-автоматы, причем не только в монастырях, но и в скитах, а иногда просто на тропинках. Недавно появилась мобильная связь. На всей территории Афона запрещена видеосъемка На улице можно фотографировать без разрешения, для фотосъемок в храмах и других помещениях нужно обязательно иметь благословение. Досмотра при въезде нет (только при выезде). На Афоне запрещено купаться и загорать.

На Святой горе - византийское время, которое определяется следующим образом: во время захода солнца (в субботу) стрелки часов устанавливаются на полночь и - начинается новый день. В Ивероне сутки начинаются с восходом солнца.

Использованные материалы

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=307

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...wdoc

http://afon.orthodoxy.ru/ - Cвятая Гора Афон - земной удел Божией Матери

http://www.religio.ru/lecsicon/01/162.html - Справка об Афоне на сайте Мир Религий

http://www.strana.ru/stories/01/12/05/2158/90876.html - очерк об Афоне на сайте http://www.strana.ru , приуроченный к визиту Путина в Грецию и на Афон (несостоявшийся)

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.