(раньше митрополичьи) — так назывались монастыри, находившиеся на землях, принадлежавших не им самим, а митрополичьей, впоследствии патриаршей кафедре. Часть этих монастырей русские митрополиты получили после епископов владимирской и суздальской епархий, кафедры которых перешли в заведование митрополита; другие монастыри были приобретены вместе с землями, на которых они находились, от частных лиц; третьи были основаны митрополитами на собственной земле; четвертые возникли из митрополичьих монастырских пустынь, разросшихся впоследствии в монастыри. В течение XIV—XVI вв. количество домовых монастырей постепенно увеличивалось и ко времени учреждения патриаршества достигло 35. В смутное время число этих монастырей уменьшилось до 13; остальные исчезли. В течение XVII в. к патриаршей кафедре присоединены были новые монастыри. К концу XVII века П. домовых монастырей было 24. Некоторые из них были многолюдны (Новинский, Благовещенский нижегородский) и заключали в себе 60—80 человек; другие состояли из 3—7 человек братии (Райская пустынь, Флоренский монастырь около Галича, Запрудный около Костромы). Настоятель домового монастыря назначался и увольнялся патриархом. Другие должности в домовом монастыре замещались обыкновенно по выбору. Собор 1667 года постановил, чтобы епархиальный архиерей управлял всеми церковными установлениями, находящимися в его епархии. Этим была ослаблена зависимость домовых монастырей от П. кафедры в епархиях, подведомственных не патриарху, а епархиальным архиереям. На соборе 1675 г. было постановлено, чтобы крестьянами и приходскими церквами, находящимися в П. вотчинах разных епархий, ведал епархиальный архиерей в отношении церковного суда и управления; домовые же монастыри оставлены были на прежнем основании. После смерти патриарха Адриана (1700 г.) домовые монастыри оставались в заведовании П. дворцового приказа, назначавшего их настоятелей "по указу великого государя" из игуменов и архимандритов; если назначаемого нужно было возвести в этот сан, то это происходило с ведома местоблюстителя П. престола. С учреждением св. синода домовые П. монастыри перешли в его ведение; некоторые из них вследствие незначительного числа монахов были закрыты, другие присоединены к более многолюдным монастырям (см. Синодальные вотчины). О вотчинных отношениях домовых монастырей к П. кафедре см. П. вотчины в России. Ср. М. Горчаков, "О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. синода" (СПб., 1871, стр. 177—191, 391—399, 537—542).Н. В.
Значение ПАТРИАРШИЕ ДОМОВЫЕ МОНАСТЫРИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПАТРИАРШИЕ ДОМОВЫЕ МОНАСТЫРИ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012