О духовенстве в Зап. Европе см. Клир.Духовенство русское православное. История. Еще до принятия христианства велик. кн. Владимиром в Киеве существовала уже церковь св. Илии — следов., было и духовенство; один из священников, Григорий, сопровождал вел. кн. Ольгу в ее путешествии в Царьград. Наподобие Византии и у нас Д. является сразу классом привилегированным, и у нас различаются два вида его — черное и белое. Монашество пользовалось большим уважением в древней Руси как убежище святой жизни: никаких стеснений при поступлении в монахи не было. В монастыри шли богатые и знатные люди; князья давали монастырям привилегии. Доходы с монастырских имений шли частью на содержание братии, частью на дела благотворительности и были освобождены от всяких поборов в пользу князя. Преобладающим типом древнерусских монастырей была община, организованная на началах общежития по образцу византийского студийского монастыря, устав которого впервые был введен Феодосием Печерским в Киево-Печерской лавре. Братия в монастырях сама избирала игумена; братия же судила виновных монахов и принимала участие в хозяйственных делах монастыря. Из монастырей выходили и первые наши иерархи. Во главе духовенства стоял митрополит, первоначально, за немногими исключениями, избираемый и поставляемый в Греции и почти исключительно из греков, причем в избрании не принимает участия ни русское Д., ни великий князь: согласие последнего стало приниматься в рассчет только с XII века. Во главе епархий находились епископы, избираемые по преимуществу из русских иноков при участии как митрополита и епископов русской церкви, так и гражданской власти — князя, а иногда и народа. Земский характер избрания епископа получает самое широкое развитие с 1156 г. в Новгороде. Владыка избирается здесь на вече, и только из прирожденных новгородцев; в выборах принимают участие князь, духовенство и простой народ; выбранный для посвящения посылается в Киев, он может быть лицом из белого духовенства. Свергнуть его может вече независимо от духовной власти. Для управления епархиями епископы имели целый штат чиновников духовных и светских, которых они и посылали то за сбором дани и податей с духовенства и мирян, то для суда над ними. Митрополиты и епископы были в то время на Руси людьми образованными по преимуществу; отсюда высокое положение их в древнерусском обществе и довольно крупное значение в государственной жизни. Высшее Д. заседало в княжеской думе; члены его исполняли дипломатические поручения, примиряли князей, ходатайствовали за опальных, за разоряемый постоянными войнами народ. Владимир св. назначил на содержание высшего духовенства десятину своих княжеских доходов, которая впоследствии обратилась в подать с мирян. Кроме того, митрополиты и епископы получали доходы с кафедральных церквей, плату за совершение треб, добровольные приношения, весчие пошлины с торговых мер и весов, наблюдение за которыми было им поручено, судные с церковного суда, ежегодные оброки с низшего духовенства, ставленные пошлины, временные пошлины с мирян в роде, напр., венечной пошлины за благословение браков и наконец доходы с недвижимых имений. От повинностей и налогов высшее Д. было свободно; в одном только Новгороде владыка содержал свой полк и нес городовую повинность. Материальное положение низшего белого Д. было очень незавидно, вследствие чего, несмотря на полную свободу вступления в духовное звание, оно привлекало к себе только беднейший класс населения. Главный контингент белого Д. составляли дети духовных лиц — не в силу наследственности звания, а по естественному преемству занятий. Сначала был недостаток в священниках; правительство само должно было заботиться об образовании приходов. Впоследствии образование приходов и выбор кандидатов на священнические места зависели, с одной стороны, от приходских общин, с другой — от землевладельцев-вотчинников. Вотчинник замещал духовные места преимущественно своими холопами, номинально объявляя их перед посвящением свободными. Община избирала кандидата и заключала с ним договор, в котором определялись срок служения и обязательства каждой стороны. Число священников в отдельных приходах часто превышало действительную надобность. Кроме священников, при церквах только изредка встречались в удельный период дьяконы, зато постоянно — дьячки. Низшими служителями церкви были пономари. Жило низшее белое Д. главным образом платами за требы и сборами с мирян — так наз. "славами", — которые производились на Пасху, Рождество и в Петровки. Д. княжеских церквей было поставлено лучше. По образованию сельское Д. стояло очень низко: вероятно, много было малограмотных, а то и безграмотных священников, которые служили по памяти. Школ было очень мало, да и те были назначены для высших классов общества. Монахи обучались грамоте и получали начитанность в Священном Писании в монастырях, приходское же Д. обучалось своими средствами, дома.С самого своего появления на Руси духовенство постоянно стремилось стать вне зависимости от светской юрисдикции. Уже в церковном уставе, приписываемом вел. князю Владимиру св., встречается известный круг лиц, подведомственных исключительно церкви: кроме Д., это были просвирня, паломник, прощенник и разные люди, которых церковь призревала в своих больницах, гостиницах и богадельнях. Сверх того суду церкви подчинялись все миряне: 1) по преступлениям против религии (еретичество, волшебство, языческие обряды, святотатство, повреждение могил и т. д.); 2) по преступлениям против прав семейственных (умыкание, вступление в брак в запрещенных степенях родства и свойства, прелюбодеяние, развод, истязание детей родителями); 3) по некоторым делам гражданским, как напр. споры между супругами об имении и дела о наследстве. Эти основные начала были подтверждены уставом, приписываемым Ярославу Мудрому, и затем для известных епархий церковными уставами кн. Всеволода Мстиславича (1187) и Ростислава Мстиславича смоленского, причем расширялось как число лиц, подведомственных церкви, так и область суда церковного на счет суда гражданского. При отсутствии в древней Руси сословных различий не могло быть даже и вопроса о том, к какому классу будут принадлежать дети Д. Монгольское иго мало отразилось на юридическом положении нашего Д., так как монголы отличались уважением к чужой религии. От дани в пользу монгол Д. было освобождено, равно как и братья и дети попов, живущие с ними не в разделе; церковные земли, люди, вещи, книги, иконы и пр. были объявлены неприкосновенными; под страхом злой смерти было запрещено хулить православную веру. Эти привилегии подтвердил и хан Узбек, принявший в 1313 г. магометанство, причем права Д. были даже расширены: церковные люди были подчинены суду митрополита по всем делам, не исключая и уголовных. В эту эпоху продолжает развиваться монашество. Наряду с общежительными монастырями часто встречаются теперь монастыри, находящиеся в зависимости от других м-рей, князей, митрополитов, бояр. Начинает вырабатываться своебразный тип монастырей на чисто индивидуалистическом начале. Поводом к этому послужило развитие в русском народе склонности к отшельничеству. Таким характером отличались по преимуществу монастыри северные, имевшие обыкновенно не более 2—10 монахов. Средства содержания монастырей продолжали увеличиваться благодаря пожертвованиям князей и богатых людей и жалованным княжеским грамотам, снабжавшим монастыри разными льготами. Вместе с тем монастыри стали терять свой первоначальный характер; дисциплина стала падать, все чаще и чаще раздавались жалобы на монахов. Высшее Д. помогает светской власти в сношениях ее с татарами; оно способствует усилению Москвы; при его ближайшем участии пишутся княжеские грамоты, начинающиеся словами "по благословлению отца нашего митрополита" и скрепляемые митрополичьей подписью и печатью; перед митрополитом князья утверждают свои договоры; он является судьей в их распрях. Особенно высоко было положение новгородского архиепископа. С его благословения вече начинало войну, заключало мир, решало дела; в новгородских грамотах имя его ставилось выше имени посадника и даже князя; он разбирал вечевые распри и являлся миротворцем между новгородскими концами. К концу монгольского периода начинает изменяться отношение государственной власти к Д., она стремится поставить духовенство в полную от себя зависимость. Митрополит назначается великим князем и чувствует уже его силу: Дмитрий Донской приглашает на митрополичий престол то Пимена, то Киприана, и они подчиняются его воле. То же происходит и в отношении епископов; с падением уделов их все чаще и чаще начинают назначать из Москвы, а при Василии Темном такой порядок утверждается окончательно. Только Новгород сохраняет еще свою самостоятельность. Церковная власть митрополита простирается на всю русскую землю; кроме того, он имеет и свою собственную епархию. От поставления епископов ему идут ставленные пошлины и дары от поставленного и его епархии; при поездках митрополита Д. платит подъезд на содержание его со свитой, сверх того подносит ему дары; он получает судные пошлины с мирян и Д. Во владении его состоят и вотчины. Двор митрополита устроен по образцу дворов удельн. князей. Теми же главными чертами отличается и положение других архиереев; только доходы их меньше, хотя столь же разнообразны, как и доходы митрополита. Приходское Д. остается тяглым по отношению к архиереям; сборы с него часто обращаются в вымогательство и вызывают отпор в виде бунтов, побоищ и насилий. Так, напр., в 1435 г. во Пскове Д. вместе с народом поколотило владычных людей. Желая избежать жестокостей архиерейских сборщиков, причты иногда испрашивали у архиереев и князей жалованные грамоты, предоставлявшие им возможность прямых сношений с епархиальною властью. Злоупотребления сборами обратили на себя внимание уже владимирского собора 1274 г., который старался урегулировать ставленные пошлины, запретил ставить попов за мзду, посылать ставленников на жатву и сенокос для заработков, если нечем было заплатить за поставление. Этот же собор запретил ставить в священники кого попало, без предварительного испытания жизни и грамотности. В грамоте вел. кн. Василия Дмитриевича митроп. Киприану запрещается ставить в попы и дьяконы служилых людей великого князя. Особый характер приходское Д. получило во Пскове, где не было архиерея, а епархия управлялась его наместником. Оно имело здесь большое влияние на земские дела: во главе земских дел стоял обыкновенно собор священников. Псковское вече присвоило себе право судить Д. и распоряжаться церковными имуществами. Земский строй Пскова отразился и на характере его Д. Оно разделялось на общины — купы, состоявшие из нескольких приходов, приписанных к собору. Купы эти управлялись выборным поповским старостою.К концу монгольского периода замечается сокращение привилегий Д., обусловленное возвышением власти великого князя московского. Митрополиты продолжают получать льготные грамоты, но в них гражданские права церкви уменьшаются сравнительно с древними уставами и ярлыками. В этом отношении характерна грамота Василия Дмитриевича митр. Киприану, 1404 г. Люди, живущие в вотчинах митрополита, освобождаются от княжеского суда, податей и повинностей уже с некоторыми ограничениями: церковные люди хотя и подчинены митрополиту, но в делах, касающихся княжего и митрополичьего человека, — суд общий великого князя и митрополита; в случае жалобы на митрополичьего чиновника судит сам князь. Попович, отделившийся от отца, делался человеком великого князя. Это побуждало детей Д. занимать церковные места и много содействовало развитию наследственности духовного звания. Возвышение Москвы и централизационная политика московского правительства отразились на первых порах главным образом на положении высшей церковной иерархии. Иван III, напр., не любил твердого волей митроп. Геронтия и однажды едва не отказал ему от кафедры; Василий III заточил в монастырь не понравившегося ему митроп. Варлаама. Особенно слабость Д. выказалась в бракоразводном деле Василия III (см. Даниил митроп.). Еще больше она сказалась в правление Ивана IV: митроп. Филиппа постигла насильственная смерть; церковная иерархия сквозь пальцы смотрела на попрание царем канонических правил, особенно ярко выразившееся в женитьбе царя в 6-й раз. Прежде митрополит назначался вел. князем по выбору церковного собора, но Василий III и Иван IV назначают некоторых митрополитов независимо от соборного выбора. Новгород и Псков с падением их гражданской самостоятельности потеряли и церковную и получали владык из Москвы. В епархиальном управлении произошло важное изменение, имевшее целью полное обособление Д. Стоглавый собор стремился уменьшить или даже совсем исключить светских чиновников из епархиальной администрации; за владычными боярами оставлен был суд над белым духовенством и мирянами только по делам чисто гражданского характера и притом в присутствии духовного депутата, если дело шло о лице духовном. Сборы с Д. были также изъяты из рук светских чиновников и отданы выборным поповским старостам и их помощникам — десятским священникам. Стоглавый собор прямо уже говорит о наследовании церковных мест после отцов детьми. Места замещаются по выбору прихожан, но выбор этот при ограничении круга избранников естественно падает на детей духовных лиц. Как лицо грамотное, священник, а с ним вместе и дьяк, принимали довольно деятельное участие в земских делах, при совершении разных общинных актов, при межевых исках, мирском суде, выборах, челобитьи общины перед властями, причем приходский дьяк играл роль земского секретаря общины. Община, с своей стороны, принимала самое живое участие в делах клира: ее представители — выборные старосты с целовальниками — заседали в суде архиерейских чиновников над членами клира. При материальной необеспеченности Д. и его непомерном размножении рано начал образовываться особый разряд бродячих, или перехожих, попов; в Москве они составляли крестцовое Д., которое стояло на перекрестках и предлагало свои услуги. Среди этого класса много было самозванцев и прямо-таки бродяг. Высшая церковная власть приказала построить для крестцового Д. избы, поставила над ними поповского старосту, усилила надзор за ставленными и перехожими (т. е. дающими право на оставление прихода) грамотами. За переход из одного прихода в другой платились перехожие деньги; за явку священником грамот новому архиерею взымалась явленная куница. Каждая церковь платила ежегодно церковную дань по числу приходских дворов; платились — деньги венечные с каждого брака. Кроме того, был введен еще так назыв. московский подъем для поездки архиерея в Москву к митрополиту. Д. содержало архиерейских чиновников, давало им кормы и подводы при их поездках по епархии, строило и ремонтировало дом архиерея. Положение белого Д. было особенно тяжело, потому что оно не было освобождено от платежей и повинностей в пользу государства. Жившее на чужих землях Д. отбывало повинности в пользу владельца, а жившее на эемлях черных несло тяглую повинность вместе с черными людьми, платило оброки и кормы чиновникам, ямские, стрелецкие и пищальные деньги. Церковная земля была, правда, освобождена от платежей, но и с нее, в крайних случаях, несло Д. повинности. Освобождалось оно только от губной повинности, т. е. от содержания губного старосты. Несравненно лучше жилось черному Д., так как повинностей в пользу государства с него не требовалось, а пожертвования на монастыри увеличивались постоянно. Во владении их было много вотчин; правительство уже с Ивана III подумывает об ограничении монастырского землевладения, но все меры в этом направлении не ведут ни к чему. Против владения монастырей вотчинами раздаются голоса и среди самого Д.; упадок монастырской жизни связывается с тем, что монастыри втягиваются в мирскую жизнь. Много монахов жило в частных домах и не знало, что такое монастырь: постригались часто для того только, чтобы избежать тягла и службы государству; для вдовых попов и дьяконов, желавших сохранить за собой право служения, вступление в монахи было даже обязательно со времени митроп. Петра и Фотия и собора 1503 г. Все это могло только содействовать упадку монастырской жизни. В XVI в. принимается несколько мер к ее улучшению. Новгородский архиепископ Макарий с 1528 г. старается ввести в монастырях своей епархии общежительные уставы. Стоглавый собор требует, чтобы монахи жили в монастырях и не имели собственных хозяйств, а довольствовались общей пищей. Благотворительность монастырей в XVI в. вообще ослабела. Юридически монастыри были в зависимости от епархиальных архиереев; но они стремятся освободиться от этой зависимости и выпрашивают себе несудимые грамоты, в которых за архиереем оставляется суд только по духовным делам. Заведывание делами Д. было сосредоточено в Большом дворце, в особом "приказе переносных дел", куда переносились дела из областных приказов. В средине XVII в. из него образовался монастырский приказ.Судебниками Ивана III и Ивана IV, новыми грамотами духовной и светской власти и затем Стоглавым собором были в некоторой степени разграничены церковное и гражданское ведомства. Неподсудность Д. мирскому суду по всем делам, кроме уголовных, признана окончательно; но и по угол. делам первые действия, до снятия сана с виновного, принадлежали духовным властям. Светские лица духовного ведомства судились также у своих духовных начальств; по искам посторонних на лиц духовного ведомства назначался суд смешанный из органов духовных и светских. Митрополит и архиереи со времени Стоглава принимают к себе на службу и увольняют бояр и дворян только с царского согласия. XVII век представляет, с одной стороны, высшее развитие церковной власти и обособленности Д., с другой — намечает новые начала, развитые потом в XVIII в. (полное подчинение духовного сословия контролю и суду гражданской власти, выработка из него особого привилегированного сословия с наследственным характером гражданских прав и преимуществ). Развитием церковной власти отличается первая половина XVII в., когда церковь фактически делается в значительной мере независимой от государства, а во главе ее стоит патриарх. Патриаршество явилось у нас с 1589 г. и, по принципу, не было расширением духовной власти: на патриарха перешли права и преимущества прежнего митрополита, причем лишь с внешней стороны он окружил себя большим блеском. Как и митрополит, патриарх избирался собором русских епископов и утверждался царем, желание которого иногда имело решающее значение — напр., при избрании патриархом Иова, Филарета, Никона и др. Только особые обстоятельства смутного времени, когда патриарх и Д. приняли живое участие в политической судьбе отечества, способствовали чрезмерному возвышению патриаршей власти, а патриаршество Филарета сделало ее равною власти царской (см. Двоевластие). Еще б?льшего влияния патриаршая власть достигла при Никоне, но опять-таки не юридически, а в силу особого доверия царя.Высокое положение патриарха существенно отражалось на положении церковной иерархии и Д. Наряду с патриархом архиереи призываются в царскую думу и на земские соборы; в городах воеводы должны в важных случаях советоваться с владыками; к архиереям обращаются миряне в случае притеснения их приказными. Церковный суд при сильных патриархах делается независимее, но ведомство его остается прежнее. В подсудности дел церковному суду по-прежнему господствует большая путаница. В 1625 г. патриарх получил от царя грамоту, по которой все монастыри, церкви, церковные люди и крестьяне патриаршей области по всем делам, кроме уголовных, подчинялись суду одного патриарха; в делах же с посторонними они судились в тех приказах, где ведался ответчик. Подобные грамоты получили новгородский и вологодский архиереи; но этим неурядица не была уничтожена, так как в других епархиях продолжался прежний порядок вещей. Это повело к учреждению в 1649 г. особого монастырского приказа (см.), который являлся органом государственного суда над церковным ведомством. Высшая иерархия была недовольна новым порядком вещей и нашла себе сильную поддержку в лице Никона (тогда еще архиепископа новгородского), который выпрашивает для своей епархии несудимую грамоту; его примеру следуют и другие архиереи. Независимость Д. и всех людей церковного ведомства от мирского суда по всем делам гражданским и уголовным снова признана собором 1667 г., осудившим Никона, и подтверждена собором 1675 г., после чего монастырский приказ был закрыт. Точных границ между светским и церковным ведомством установлено, однако, не было; правительство постоянно вмешивается в церковные дела, тем более, что к его покровительству часто прибегает низшее Д. В конце XVII в. явилась было мысль о разграничении духовной и светской подсудности по роду дел, но патриарх Адриан встретил ее очень недружелюбно. В 1700 г. по его приказанию были собраны все привилегии Д. ("Статьи о святительских судах"); но это не помешало петровской реформе. Одною из важнейших привилегий Д. было владение недвижимыми имениями, количество которых продолжало расти: к середине XVII в., по счету Котошихина, в владении церкви было 118000 дворов, а по словам иностранцев — целая треть государства. Уложение 1649 г. запретило дальнейшее увеличение церковных вотчин; церковные слободы возле городов, имевшие промыслы, но не несшие повинностей, были отписаны на государя. Правительство с этого времени стремится вообще притянуть монастырские вотчины к службе государству, увеличивая с них сборы полоняночных, ямских и стрелецких денег, посылая на прокормление в монастыри инвалидов, солдатских вдов и сирот. Приказ Большого дворца поверяет их доходы и расходы, а в 1678 году было сделано распоряжение о производстве подробной переписи церковных имений. Петровская реформа только развивает эти начала.Положение белого Д., главным образом сельского, приходского, было по-прежнему очень печальным. Поповские старосты и др. выборные лица потеряли всякое значение. В 1620-х гг. велено было отводить к церквам писцовые земли по 10—24 частей в поле, но наделены были не все церкви. То же распоряжение было повторено и при межевании в 1680 г., но многие церкви все-таки оставались без земли. Некоторым церквам правительством выдавалась еще денежная или хлебная руга. Приходское духовенство по-прежнему было выборным, хотя характер выборов значительно изменяется. Выбор священников только из среды Д. поощряется духовной иерархией; собор 1667 г., обличая архиереев за поставление во священники и дьяконы без разбора, делает им даже замечание за то, что они посвящают людей не из духовного звания. Выборы священника вследствие увеличивающейся конкуренции превращаются в отдачу с торгов прихода: кто меньше возьмет с общины, тот и делается священником. Отсюда деморализация приходского Д. и потеря священником прежнего значения в общине: он в большинстве случаев уже ничем с ней не связан, а человек чужой — наемник, арендатор, который стремится уйти на более выгодное место или стать на крестец. Иногда, впрочем, он делается из арендатора собственником, заключая с общиною формальный договор на владение прицерковною землею не только пожизненно, с правом отчуждения, но часто и потомственно. Некоторые священники имеют в своем владении по две церкви, отдают в аренду или продают церковные места. Не все дети священников, конечно, могли быть наследниками отцовских мест; большинство их оставались не у дел и примыкали к беспокойной среде так назыв. вольных гулящих людей. Нравственный и умственный уровень белого Д. в XVII в. был очень невысок: священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Особенною деморализациею отличалось крестцовое Д.: за деньги оно венчало какие угодно браки, покровительствовало раскольникам и т. д. Невысок был нравственный уровень и черного Д. Собор 1681 г. стал закрывать небольшие скиты и сводить монахов в большие общежительные монастыри. Пострижение велено делать только в монастырях и после законного искуса; запрещено постригать жен от живых мужей и наоборот. Были приняты меры против бродяжничества монахов; уменьшено количество мирян, проживающих в монастырях; монахиням запрещено управлять своими вотчинами, а велено держать для этого доверенных людей.XVIII в. продолжает и доводит до конца по отношению к Д. политику, намеченную во второй половине XVII в. — всецело подчинить Д. гражданской власти, лишить прежних льгот и определить положение, которое оно должно занять в ряду других состояний. Д., главным образом черное, было противником преобразований Петра. Отсюда уничтожение в 1700 г. патриаршества как опоры оппозиции и замена его в 1721 г. святейшим синодом, к которому перешла власть патриарха и прежних русских церковных соборов. Синод не стоит особняком, как патриаршество, а входит в состав общего государственного строя; члены его приносят присягу и обещаются соблюдать государственные интересы; при синоде состоит "око государево" — обер-прокурор. Кандидатов в архиереи избирает синод, назначает государь. Архиереи давали особую присягу следить за Д., не строить лишних церквей, поменьше пускать в ход проклятия, а главное — не вмешиваться в мирские дела. За деятельностью архиереев следили фискалы; в епархиальном управлении введена была отчетность священников архиереям, а архиереев — синоду. В ведение светского суда были переданы из суда духовного многие дела гражданского и уголовного характера. В 1701 г. был восстановлен монастырский приказ с правом разбирать иски на церковных крестьян и служилых людей. Духовные лица подчинялись суду духовной власти, кроме дел "тяжебных, яко покупки, промыслы, торги и проч."; по делам уголовным и политическим их ведали тайная канцелярия и юстиц-коллегия. С 1721 г. с переходом монастырского приказа в ведомство синода миряне духовного ведомства стали опять подсудными духовному суду. Церковные вотчины подвергаются контролю государства; Петр старается дать им преимущественно благотворительное назначение. Архиереи и монастыри совершенно устраняются от управления своими хозяйствами и пользования своими доходами: им выдается определенное жалованье, остальные доходы идут на удовлетворение государственных и общественных нужд. По монастырям строились богадельни, определялись инвалиды, нищие и т. д. В 1723 г., когда в монастырях не оказалось больше для этого мест, был издан указ, запрещавший пострижение монахов (впоследствии отмененный). К монастырскому приказу правительство обращается за деньгами на литье пушек, на содержание иностранных посланников, приказных палат и т. д. Льготы Д., связанные с владением землей, уничтожаются. Случалась и полная отписка церковных вотчин, то за долги, то для вознаграждения служилых людей или для приписки к заводам. Синоду вменяется в обязанность искоренять предрассудок русских людей, будто вне монастыря нет спасения. В Прибавление к Духовному Регламенту вводятся правила пострижения в монашество, имеющие целью затруднить поступление в монахи. В 1711 г. приказано делать перепись монахов и постригать только на вакансии. Монахи теряют свободу передвижения и прикрепляются к тому монастырю, за которым записаны по переписи монастырского приказа. Монахам запрещается приносить с собой деньги, отделяться от остальной братии, иметь особую келию, прислугу, особое хозяйство.Так как при тогдашних усиленных наборах, распространявшихся и на Д., многие из детей духовного звания устремились на церковные должности, то в 1711 г. было издано запрещение ставить в приход больше одного попа и одного дьякона; в 1722 г. были введены духовные штаты (один священник и 2 причетника на 100—150 приходских дворов). Введение этих штатов совпало с первой ревизией, по которой в духовном звании оставлялись только лица, находившиеся на действительной службе, и их потомство, а остальные записывались в подушный оклад. В подушный оклад писались и церковнослужители с их потомством, так как первоначально они не считались даже лицами духовного звания и на них распространялось, напр., с 1705 г. бритье бороды, как и на лиц светских. Синоду только после долгих усилий удалось отстоять в 1722 г. принадлежность их к духовному званию. Замещение духовных должностей продолжало происходить двояким способом: путем выбора прихожан и путем наследственной передачи должностей. Правительство старалось регулировать оба эти порядка. Приходский выбор священника был признан необходимым условием для посвящения ставленника; поповскому старосте приказано было присутствовать при выборах в качестве органа епархиальной власти и скреплять выборные списки. Право выборов за приходами было признано затем Духовным Регламентом с единственным ограничением, что епископу предоставлялось испытывать ставленника и определять: годен ли он для занятия должности приходского священника. В 1722 г. были изданы правила для приходских выборов, действовавшие в первой половине XVIII в. Доступ к духовным должностям был затруднен для лиц недуховного происхождения. Дворянам, напр., позволялось вступать в духовное звание только по достижении 40 л. и только тем, кто не получил недвижимого имения в наследство. В 1724 г. встречается дозволение постригать в попы и дьяконы крестьян; но это было лишь временной мерой для пополнения Д., опустошенного строгой первой ревизией. Замкнутость Д. развивалась все сильнее. Хотя Духовный Регламент и осуждает наследственную передачу должностей, указ 1722 г. признает ее, говоря о необходимости оставлять при церквах детей Д., чтобы они, служа в дьяках и пономарях и учась в школах, приготовлялись к занятию священнических и дьяконских должностей в своей церкви. Вследствие этого указа церковные места делаются фактической собственностью семьи и не только переходят по наследству, но являются часто предметом гражданских сделок; при Петре было запрещено продавать свои места только тем лицам, которые должны были оставить их за вину.Первая ревизия прикрепила клир к церквам. Перехожие грамоты были запрещены. Самовольно оставивших места ловили и водворяли на старые места за поручительством людей честных, а не желавших возвратиться — расстригали. Подобные меры принимались и против крестцового Д. Благосостояние Д. при Петре уменьшилось: многие церкви были лишены руги, а разные оброчные статьи были взяты на государя. Старое архиерейское тягло, перейдя в руки сборщиков монастырского приказа, сделалось еще тяжелее; явились новые платежи в пользу школ и богаделен и на жалованье военному Д.; вместо личной военной службы был назначен с Д. особый государственный сбор; явились и новые повинности — караульная по улицам, пожарная и т. д. Печальному материальному положению Д. соответствовало и нравственное; Духовный Регламент вооружается против разных бесчинств Д., приводивших к упадку духовного сословия и к отчуждению его от народа. Последнее увеличивалось еще благодаря указам Петра, сообщившим Д. приказное значение: оно было впутано в систему доносов, от него требовалось выведывать тайны на исповеди и доносить обо всем важном по начальству; оно должно было также доносить о раскольниках, о распространении суеверий, о нехождении в церковь, о несоблюдении постов и т. д. В подобных делах Д. являлось полицейским органом и действовало наравне с сыщиками преображенского приказа. С первых же годов XVIII в. архиереям было приказано экзаменовать ставленников, детей Д. учить в школах, а неграмотных брать в солдаты; с 1714 г. при всех архиерейских домах и монастырях велено открыть цифирные школы, посещение которых было обязательно для детей Д. (о последующих мерах по образованию Д. см. Духовно-учебные заведения).Характер отношения государства к церкви, созданный реформой Петра, остался таким же и при его преемниках. Неизменным в своей основе остается и епархиальное управление, почти не тронутое реформой Петра; только выборное начало мало-помалу выясняется. Архиерей является не только хозяином епархии, но и законодателем, так как до издания в 1841 г. Устава духовн. консисторий епархиальное управление велось почти исключительно по инструкциям епархиальных архиереев. Им были всецело подчинены все епархиальные учреждения, лишенные всякой самостоятельности. Архиерейские приказы были ничем иным, как простой канцелярией архиерея. Тем же, в сущности, сделались и духовные консистории (см.), заменившие с 1744 г. приказы. Приказным характером отличались и духовные правления (см.). С уничтожением архиерейского тягла Д. в 1764 г. были уничтожены выборные поповские старосты. Для надзора за церковным благочинием при Петре является особая должность благочинного (см.). Черное Д. постепенно вытесняется белым из консисторий и духовных правлений. Церковный суд находится в руках епархиального архиерея, только расторжение браков со второй половины XVIII в. допускается лишь с разрешения синода. Наконец, в 1841 г. Уставом духовных консисторий ведомство епархиального суда формулировано в том виде, в каком оно находится и в настоящее время.В конце царствования Петра I церковные вотчины опять перешли в ведение духовной власти, хотя к ним постоянно предъявлялись непомерные требования для удовлетворения потребностей государства и двора. Особенно тяжелы были поборы при Бироне, который установил даже особые сборы с архиерейских домов на содержание конских заводов. На церковных вотчинах накоплялась большая недоимка. Для взыскивания ее посылались воинские команды; у Д. за недоимки удерживали жалованье. Церковные вотчины были совсем разорены; коллегия экономии не знала, чем платить жалованье членам синода. Петр III решил отобрать церковные имения в казну, и его намерение было приведено в исполнение Екатериной II в 1764 г. По определении штатных окладов все архиерейские дома и монастыри были разделены на три класса с определенным содержанием. За ними было оставлено также известное количество земли и угодий, подворья и загородные дома, существующие в большинстве случаев и в настоящее время. В 1786 г. это распоряжение было распространено и на Малороссию. При Анне Ивановне были возобновлены петровские указы об уменьшении числа монахов. В 1734 г. постановлено никого не постригать в монашество, кроме вдовых священников и дьяконов. Тогда же была сделана перепись монахам; тех из них, которые были пострижены неправильно, расстригали и отдавали в солдаты. Для большего контроля самый обряд пострижения велено было производить соборне. Число монахов до того уменьшилось, что синод в 1740 г. опасался, как бы они совсем не перевелись на Руси. При Елизавете Петровне, относившейся с особым уважением к монастырям, прежние строгости прекратились, и в 1760 г. позволено было постригать, по желанию, лиц всех состояний. В царствование Екатерины II были опять приняты меры к уменьшению монастырей и черного Д. С введением монастырских штатов число монастырей к концу XVIII в. уменьшилось с 1072 до 452; строение новых монастырей допускалось только с разрешения верховной власти. Уменьшилась и численность черного Д., чему много содействовала скудость содержания монастырей. При Павле I и особенно при Александре I количество черного Д. опять увеличивается, и монастырские штаты расширяются. Монастыри получают некоторые льготы: им предоставляется даже право приобретать новые земли, но не иначе, как с особого на каждый раз разрешения. В 1801 г. на монашествующих священнослужителей распространено освобождение от телесных наказаний, а в 1811 г. от них были освобождены и простые монахи.История белого Д. после Петра гораздо сложнее истории Д. черного. Оба способа замещения церковноприходских должностей продолжают существовать и в XVIII в., причем выборное начало постепенно уступает место наследственному. Главною причиною этого является требование от духовного лица известного образования и распоряжение Петра об испытании ставленников архиереями. Все это давало архиереям широкий простор замещать приходы своими кандидатами и вело к упадку выборов, которые начинают сменяться разными распоряжениями; так, напр., по благочиннической инструкции митр. Платона Левшина выборы производятся уже не всем миром, а только "лучшими" людьми, под строгим надзором благочинного. К концу XVIII в. Д. власть усваивает себе взгляд на выборы как на нечто незаконное и противное правилам церкви (м. Платон), и выборы еще более стесняются, а при имп. Павле в 1797 г. по случаю участия некоторых священников в бунтах крестьян против помещиков отменяются совсем. Указ 24 июня 1797 г., запрещавший просьбы скопом и заговором, синод применил и к заручным прошениям прихожан: прошения об определении на места велено подавать только ищущим этих мест, с приложением от прихожан одобрительных отзывов об их поведении. Впоследствии и эти отзывы потеряли всякое значение и заменены аттестатами семинарий, в которых кандидаты учились; некоторую силу одобрения прихожан имеют в последующее время только при переходе из одного прихода в другой и при посвящении из низшей степени церковного служения в высшую при том же приходе. В древней России причетнические должности замещались тоже по выбору; к концу XVII века замещение причетнических должностей стало переходить к священникам, хотя община в договорах с ними часто выговаривала условие — не назначать причетников без ведома мира. Во второй половине XVIII в., когда вследствие развития в Д. наследственности причетнические должности начинают замещаться детьми духовных лиц, вольнонаемный характер их уничтожается и причетник может получить место только после посвящения в стихарь. После ревизии 1744 г. податных людей позволялось посвящать только в случае самой крайней нужды, посвящение же лиц военных было совсем запрещено, солдатских детей даже не принимали в духовные школы. О дворянах после отмены в 1730 г. закона 1714 г. о единонаследии не было никакого узаконения, и это толковалось как запрещение им поступать в духовное звание. Жалованная грамота 1785 г. разрешила, правда, это вступление, но духовное сословие было в то время уже до того принижено, что никто из дворян не пользовался своим правом. И в XIX в. крепостным запрещалось поступать в Д. без отпускной помещика, а людей податных состояний можно было принимать только в случае недостатка лиц духовного звания и если их поведение и образование соответствует духовному сану. Параллельно со всем этим шло и увеличение замкнутости духовных школ. Еще в XVII в. в белом Д. крепко установилось убеждение, что церковные должностные места составляют семейное достояние служивших в ней священно- и церковнослужительских родов. Часто места оставлялись за наследницами в том расчете, что мужчина скорей пристроится. Кроме этого, места продолжали продаваться, меняться и вообще быть предметом разных гражданских сделок. Изданный в 1768 г. указ синода не запрещает сделок на места, а предписывает только во избежание подлогов записывать их в особые шнуровые книги. Даже в Своде Законов (XIII т., ст. 1617) определение лиц духовного звания на места престарелых их родственников и предоставление приходов сиротам показано в числе средств призрения, употребляемых по необходимости и обычаю. Лицу духовного звания, женившемуся на светской девице, приходилось иногда отказываться от надежды получить церковное место. Никакого закона на этот счет не было, но в бо'льшей части епархий обычай получил силу закона, и в консисторских билетах о дозволении ставленнику вступить в брак официально требовалось, чтобы он женился на девице духовного звания. Выработалась, таким образом, своего рода каста, разрушенная только в очень недавнее время.В древней Руси относились вообще неблагоприятно к оставлению духовного сана; сложившим сан позволялось оставаться только в податном состоянии, церковная служба им запрещалась даже на низших ступенях; не признавался законным даже брак их. Иначе посмотрел на это дело собор 1667 г., значительно смягчивший прежние строгости, а Петр даже поощрял выход вдовых священников из духовного звания и свободу этого выхода узаконил указом 1724 г., который после его смерти был забыт и только при Екатерине II получил новое подтверждение. Тогда же были ослаблены и стеснения для выхода детей духовенства, которых стали принимать в гражданскую службу, в учителей народных школ и т. д. При Павле I свобода выхода из духовного звания была опять стеснена. При Александре I был восстановлен указ Екатерины, но ввиду сильного бегства из духовного звания с 1803 году увольнение из духовного ведомства было поставлено в зависимость от согласия синода. При Николае I, в 1830—1848 гг., создались те ограничительные условия выхода, которые существуют, в общем, и в настоящее время. Что касается прав духовного состояния, то в этом отношении наше правительство с начала XVIII в. держалось довольно однообразной политики: считать Д. сословием привилегированным. Уже при Петре I оно было освобождено от подушной подати и рекрутства; в 1724 г. с него был снят и тяжелый воинский постой, хотя некоторые сборы, напр., драгунскими лошадьми на армию, оно продолжало платить и позже, при Анне Ивановне. Несло Д. и некоторые повинности; только в 1736 г. ему удалось избавиться от "дневок и ночевок" на съезжих дворах и от "посылок к колодникам и к офицерам в домы для работ": повинности же караульная и пожарная продолжали существовать до царствования Елизаветы. В знаменитой Екатерининской комиссии был поднять вопрос о причислении Д. к среднему роду людей; но против этого восстал единственный депутат синода и всего Д., митрополит Гавриил,
Значение слова ДУХОВЕНСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДУХОВЕНСТВО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012