Значение слова ВХОД в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВХОД

Вход Господень в Иерусалим - событие из последних дней земной жизниИисуса Христа. Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпыбогомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, совсевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие отпрежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о себе,как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда егоцарственный предок Давид, именно сидя на осле. Это животное высокоценилось и ценится на Востоке. В. произошел 9 нисана. Ученики, чтобывыразить свое высокое почтение к своему Учителю, сняли с себя плащи исделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогусвежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как этобыло в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Когда шествиедвинулось чрез гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117псалма): "Осанна сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!Осанна в вышних!" Когда открылся вид на Иерусалим, Христос неудержимо игромко зарыдал (eklausen, по выражению евангелистов) при мысли о гибели,ожидающей город (Ев. от Луки, XIX, 42 - 44). Торжественная встречаХриста возбудила негодование и страх между фарисеями; приписывая ееустройство ученикам Христа, они сказали ему: "Учитель, запрети ученикамтвоим!" Христос, пользуясь обычным в Иудейской литературе выражением,отвечал им: "Если они умолкнут, то камни возопиют". Когда шествиеприблизилось к стенам самого города, то весь Иерусалим охвачен былнеобычайным волнением. - "Кто это?" - спрашивали жители, и приверженцыХриста восторженно отвечали: - "Это Иисус, пророк из НазаретаГалилейского". По обычаю, Христос направился к храму и там дети,вероятно из храмового хора, увлеченные общим восторгом, кричали ему: -"Осанна Сыну Давидову". Когда книжники и фарисеи обратили Его вниманиена это, то Он отвечал им: - " Разве вы никогда не читали: из устмладенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?". Событие это празднуется втак называемое вербное воскресенье. Ср. Иннокентия, "Последние дни жизниИисуса Христа"; Фаррара, "Жизнь Иисуса Христа"; Дидона, "Иисус Христос"(оба сочинения имеются на русском языке). А. Л. Праздник входа в Иерусалим Спасителя, в неделю цветную (вербноевоскресeниe), совершался в Москве особенно пышно в XVI веке. Крестныйход до обедни отправлялся из Успенского собора, чрез Спасские ворота, ксобору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному); по окончанииустановленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад иначиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон икрестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственнымицветами и плодами (финиками, изюмом и т.п.); самые великолепные деревьябыли при патриархе Иоакиме, работы немецкой и стоили несколько соттогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, водежде и регалиях первого наряда. По возвращении крестов к Успенскомусобору, дерево отдавали народу, так же, как и украшения саней. В 1678 г.обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана совсемпрекратился; вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы,для раздачи в Успенском соборе.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.