Под этим именем известны: 1) св. К., первоучитель славян (см. Кирилл и Мефодий), 2) св. К. катанский (костенский), учитель сербов XV в. и 3) К. I, митрополит киевский. Одному из первых двух принадлежит, вероятно, "Слово об исходе души, или О мытарствах", которое пользовалось особенной распространенностью в древней Руси и оказало несомненное влияние на духовную народную поэзию. Предмет его — вопрос о конечной судьбе людей и вселенной. Оно известно в трех редакциях: краткой, средней и обширной. Последняя, напечатанная в "Чтениях в Московском обществе истории и древностей российских" (1847 г., №8) и отдельно под заглавием "К.-философа слово на собор архистратига Михаила", содержит в себе и "поучение попом", приписываемое митрополиту киевскому Кириллу II, вследствие чего его считали составителем всего слова. Автором слова о мытарствах раньше считали также св. К. туровского, равно как К., епископа ростовского; Шевырев и Буслаев склонны приписывать слово о мытарствах св. Авраамию смоленскому. Как на источник слова о мытарствах, указывают на житие св. Василия Нового, составленное учеником последнего Григорием Мнихом, а отчасти на слово Палладия Мниха: "О втором пришествии Христове, о страшном суде и будущей муке", в свою очередь сложившееся под влиянием слов св. Ефрема Сирина. Г. Барац в сочинении "Следы иудейских воззрений в древнерусской письменности. Слово К.-философа" (Одесса, 1894) доказывает, что слово о мытарствах, и по содержанию, и по складу речи, находится в зависимости не столько от византийских, сколько от еврейских источников.
Значение слова КИРИЛЛ-ФИЛОСОФ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое КИРИЛЛ-ФИЛОСОФ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012