Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Орнатский Философ Николаевич ( 1860 - 1918 ), протоиерей , священномученик .
Память 31 мая , в Соборе новомучеников и исповедников Российских , в Соборе Санкт-Петербургских святых
Родился 21 мая 1860 году в семье священника Николая Ивановича Орнатского , который служил на погосте Новая Ерга под Череповцом, в церкви Богоявления Господня.
Обучался в Кирилловском духовном училище и в Новгородской Духовной семинарии . После окончания Семинарии, как лучший ученик был послан в Духовную Академию.
Поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию , которую окончил в 1885 году со званием кандидата богословия.
Летом 1885 года Философ вступил в брак с Еленой Заозерской, дочерью бывшего иподиакона митрополита Исидора. У Орнатских была большая семья. Господь даровал отцу Философу и матушке Елене десятерых детей, которых они с детства учили жить по евангельским заповедям, в страхе Божием и благочестии. «Мы всегда должны говорить правду, ибо ложь – главное зло, присущее человеку. Всегда помогать тем, кому трудно, независимо от происхождения, возраста и положения. Всегда уважать старших и старость. Постоянно учиться, совершенствовать себя. Главное – быть человеком, которому не стыдно не только перед окружающими, но и перед самим, перед своей совестью, перед Господом», – такие наставления давал батюшка своим детям, по воспоминаниям его дочери Веры Философовны Яворской. Именно так, с любовью к Богу и ближнему, жили их деды и прадеды. Сам батюшка, имея большую семью, жил очень скромно. Всё множество общественных званий и должностей, которые он нёс во славу Божию, средств к существованию не приносили. Через его руки, как Председателя комитетов по строительству храмов, проходили огромные суммы денег, а он давал частные уроки, чтобы прокормить семью.
28 июля 1885 года был рукоположен во иерея митрополитом Петроградским Исидором к церкви при приюте принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где до этого преподавал Закон Божий.
В 1892 стал настоятелем церкви св. Андрея Критского в Санкт-Петербурге при Экспедиции заготовления государственных бумаг.
В 1893 году Философ был избран гласным Санкт-Петербургской городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен; его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них — храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Кроме того, можно назвать церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборжской стороне, Герасимовскую церковь, Исидоро-Юрьевский храм.
Был одним из известных петербургских священников, в 1895 году он открыл на белильной фабрике беседы для рабочих. При содействии о.Философа открылось техническое училище, дававшее среднее образование и специальность по Экспедиции. О.Философ стал его начальником и одновременно законоучителем.
Современники, близко знавшие о.Философа, зачастую удивлялись, как его хватало на все и на всех! Он был устроителем и попечителем храмов, обществ, многочисленных церковных изданий, депутатом городской Думы от духовного ведомства, многодетным отцом, духовником, а главное – священнослужителем, молитвенником. Известно, что во время своего служения в храме при Экспедиции заготовления государственных бумаг он старался ежедневно совершать Божественную литургию. Зачастую отец Философ служил и молился со своим духовным наставником – отцом Иоанном Кронштадтским , которому открывал душу, просил совета и молитвенной помощи.
8 июня 1898 года с его помощью было основано Православное эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского
Известен был батюшка и как редактор и цензор таких столичных духовных журналов как « Санкт-Петербургский Духовный Вестник » (издавался с 1894 года), « Отдых христианина » (с 1901 года), « Православно-Русское слово » (с 1902 года).
В 1913 стал настоятелем Казанского кафедрального собора в Санкт-Петербурге . Во время 1-й Мировой войны отец Философ отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно и сам он выезжал районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами, стремясь всеми силами вдохновить и поддержать защитников Отечества.
Был крупным общественно-церковным деятелем. Многие его начинания имели большой резонанс не только в Петербурге, но и по всей России. Митрополит Владимир (Богоявленский) писал об о.Философе: "В течении двадцати лет он состоит председателем столичного Общества Распространения религиозно-нравственного просвещения , которое за время его председательствования выстроило восемь храмов, при них сосредоточены школы, воскресные классы, бесплатные духовные библиотеки, церковно-народные хоры, общество трезвости. В организации их руководственное значение принадлежало их председателю. Из них большую известность приобрело Александро-Невское Общество трезвости при Воскресенской церкви Общества у Варшавского вокзала, построенной заботами о.Орнатского, - на участке земли, им же исходатайственном у Городской Думы. Само общество религиозно-нравственного просвещения и его различные учреждения, например общества трезвости, Христианское содружество учащейся молодежи... вызвали подражание во всей России". Как гласный городской Думы от Церкви, о.Философ занимался устройством ночлежных домов и помощью бедноте. "Но душу деятельности протоиерея Орнатского составляет, конечно, его любовь к проповеди, с которой тесно связано имя о.Орнатского в Петербурге", - писал митрополит Владимир. Одну проповедь о.Философа услышал царь . Она произвела на него неизгладимое впечатление. Это было на торжествах прославления прп.Серафима Саровского, куда был командирован о.Философ. Награжден Государем золотым наперсным крестом из Кабинета его Императорского Величества 27 марта 1903 года.
Двадцать шесть лет неутомимый пастырь возглавлял Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви . Почетным членом общества был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Все начинания и дела общества освящались благословением и молитвой кронштадтского пастыря. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписка со Святителем Феофаном , Вышенским затворником.
В связи с 25-летием общества его бессменный председатель был отмечен особой императорской милостью: роду Орнатских пожаловали потомственное дворянство. Еще раньше, в мае 1914 года, вышел указ Его Императорского Величества о награждении протоиерея Философа Николаевича Орнатского орденом св.Владимира 3-й степени, что и давало ему право на получение дворянства.
В Петрограде многие дорожили о.Философом. Любил его и о. Иоанн Кронштадтский , их объединяло не только духовное настроение и общественно-церковный темперамент, но и родство в обычном житейском смысле. В свое время Кронштадтский пастырь просил подыскать жениха для своей племянницы Анны - скромного семинариста. Так младший брат о.Философа, священник Иоанн Орнатский вошел в семью кронштадского пастыря. Сам о.Ионн Кронштадтский часто бывал в доме Орнатских. После обеда о.Иоанн, поднявшись из-за стола говорил: "Ну, Философ, идем, рассказывай мне..." Во время торжества по случаю двадцатипятилетия со дня рукоположения пришло более 200 телеграмм и поздравлений, в которых отмечались заслуги о.Философа. Во время революции 1905 г. , когда в городе начались беспорядки, о.Философ уговаривал свою паству сохранять верность Государю и не слушать "заезжих проповедников". Сам же он проповедывал в самом опасном месте города - Нарвском районе; впоследствии когда батюшку арестовывали, то арестовывали его не чекисты Казанского района, а из соседнего - Нарвского; видно, жива была в них память о его деятельности в первую революцию.
В 1917 году во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был у истоков создания " Союза Церковного Единения ".
К 1918 г. в свои 58 лет о.Философ сохранил и приумножил талант проповедника и церковного деятеля. Он появлялся в самых опасных местах Петрограда. Выступал против отмены Закона Божия в школах, устраивал Крестные ходы. В мае 1918 г. Петроград посетил Патриарх Тихон . Именно протоиерей Философ Орнатский приезжал за ним в Москву и сопровождал Патриарха до Петрограда.
Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга . Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.
Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.
На его глазах во время революции был расстрелян муж сестры его жены, священномученик протоиерей Пётр Скипетров . Батюшка при его отпевании произнёс проповедь, бесстрашно обличив большевиков. Неоднократно выступал он перед паствой с призывами к объединению русичей вокруг храмов для защиты святынь своей земли. В январе 1918 года, после убийства в Лавре отца Пётра Скипетрова, батюшка организовал защиту святынь Александро-Невской Лавры , устроив к ней крестные ходы со всех храмов столицы.
По сведениям из Синодальной комисии по канонизации святых, о.Философ с сыновьями был арестован в день вмч.Пантелеимона 9 августа 1918 г., дата расстрела точно неизвестна. По сведениям дочери Лидии Философовны Рюминой о.Философ был арестован в связи с "Красным террором" после отслуженной им Всенощной в канун Ильина дня (1 августа) вместе с сыновьями: Николаем , Борисом и Владимиром , которые были расстреляны вместе с отцом.
Во время ареста он был совершенно невозмутим и спокоен. Прихожане собрались в многотысячную толпу и шли по Невскому проспекту на Гороховую в ЧК, требуя освободить своего пастыря. Делегацию верующих чекисты приняли, коварно обещая выполнить их требования. Но в ту же ночь (предположительно на 20 июля 1918 года) батюшку перевезли в тюрьму города Кронштадт . Предположительно около 30 октября 1918 года вместе с сыновьями и другими 30 заключёнными офицерами отца Философа повезли на расстрел. По дороге батюшка читал вслух отходную над приговорёнными. Место казни находилось, по одним предположениям в Кронштадте, по другим — неподалёку от Финского залива между Лигово и Ораниенбаумом. Тела расстрелянных, по-видимому, были сброшены в залив.
Есть несколько версий мученической кончины отца Философа, основанных на устных преданиях. Эти версии сходны в одном: он умер с молитвой к Богу. Читал ли он отходную, или просил Господа простить убийц, которые не ведали, что творили, доподлинно неизвестно. Известно лишь, что он молился, стоя на коленях. По предположительным сведениям, это злодеяние совершено Успенским постом, между 15 и 30 августа 1918 года.
В августе 2000 года протоиерей Философ Орнатский причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви .
Библиография
Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг. (Джорданвилль). Ч.1. С.184.
Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т.9. М., 1997. С.53.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С.82.
Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. Т.2. СПб.: Издательство Чернышева, 1996. 328 с. С.278.
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16 августа 2000г.
Ходаковская О. Протоиерей Философ Николаевич Орнатский// Веди. Алматы, 1998. N4-5. С.24-30.
Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. 280с. С.12.
Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. 416с.
Использованные материалы
http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-bin/code.exe/martyrs.htm?ans/ - БАЗА ДАННЫХ: НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ XX ВЕКА Православного Свято-Тихоновского Богословского Института
http://days.pravoslavie.ru/Life/life4927.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент