Значение ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, В СКАЗАНИЯХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

ВИНОГРАДНАЯ ЛОЗА, В СКАЗАНИЯХ

как и вино, служит предметом многочисленных народных сказаний; в них рассказывается о том, откуда происходит само растение, которое дает столь зловредный сок. На этот вопрос мог последовать двойной ответ: или растение создано Богом, но с известной целью, или же оно составляет дьявольское создание. Первого мнения держались талмудисты, рассказывая, что запретное древо познания было именно виноградной лозой. Этот взгляд распространился повсюду, с некоторыми модификациями, и отразился в славянской духовной народной и апокрифической литературе; он служит исходной точкой для богомильского предания, которое в самой близкой к талмудическому взгляду форме выразилось в одном сказании, озаглавленном "Видение Варуха". Здесь сообщается, что лозу посадил не Господь, а Сатанаил; после потопа, уже с благословенья Божья, Ной посадил лозу на земле, и поэтому осуждение с нее снято, но в память первоначального своего происхождения вино превращает в животное того, кто его пьет без меры. Другие богомильские сказания говорят, что древо познания послужило материалом для креста Господня. Крестное древо, по разным сказаниям, состояло из трех частей: Господней, Адамовой и Еввиной, и для креста Господня послужила материалом то одна, то вторая, то, наконец, третья часть древа. А. Н. Веселовский легенды, по которым Еввина часть послужила материалом для креста Господня, называет богомильскими, основываясь на том, что богомилы чувствовали отвращение к кресту как к главному источнику мучений Спасителя; он высказывает догадку, что эта-то часть Еввы и представлялась первоначально виноградной лозой (Галахов, "Ист. рус. слов.").И. Л.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.