Значение ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии

ИНГУШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

принадлежит к числу возникших после Октябрьской революции литератур народов СССР. Если И. л., как и письменность, возникла у ингушей после установления советской власти на Кавказе, то устное творчество — богатый фольклор — было предметом изучения со стороны ученых еще до Октябрьской революции. В ценных записях горских собирателей и исследователей: Ахриева Ч., Далгата Б., Лаудаева У., Мутушева И. и др. русских и европейцев, Бартоломея И., Грена А., Россиковой А., Жиль, Зейдлиц, Шантр и т. д., сохранились образцы народного творчества ингушей. Разнообразные и весьма характерные былевые песни ингушей как по содержанию, так и по мотивам и ритмам выделяются среди эпоса горских народов Кавказа. В собранном и частично разработанном народном творчестве ингушей выделяется цикл песен и сказаний, посвященных нартам. В этих легендах, сказаниях и песнях наряду с нартами выступают и другие герои, как напр. Нахчоо, Бексултан, Бороган, Белхарой и др. Интересен также цикл абрекских песен и легенд, в к-рых ингуши восхваляют подвиги известных абреков — Зелимхана, Вара, Хамзада, Саламбека и т. д., цикл легенд и преданий о происхождении ингушей и легенды об исторических событиях и лицах (Тамерлан, Чингис-хан, Шейх-Мансур, генерал Слепцов и т. д.). Большой интерес представляют обрядовые песни: свадебные, похоронные, боевые и т. д., ингушские пословицы, загадки и басни. Лопатинский в своих «Комментариях к ингушским и чеченским текстам» указывает, что ингушская и чеченская народная поэзия не только связаны с определенным историческим этапом развития народного творчества соседних народов: кабардинцев, осетин, аварцев, грузин, кумыков, но и с народным творчеством народов Запада и Востока («Сборник мат. для опис. местн. и племен Кавказа», тт. 28, 29). Б. Далгат находит некоторые общие мотивы в народном творчестве ингушей и греков. Народная поэзия горских народов, в частности ингушские и чеченские сюжеты и образы, в достаточной степени использованы русскими писателями (напр. «Галуб»

497 Пушкина, «Измаил-Бей» Лермонтова, «Чеченец Берсан» К. Белевич, «Горные орлы» В. И. Немировича-Данченко и т. д.). Ингушско-чеченские мотивы обрабатывали русские поэты: Марлинский, Полежаев, А. Фет, М. Шагинян, Е. Редин и др. ( см. Л. Семенов, Ингушская и чеченская народная словесность). Письменная лит-ра на ингушском яз. появляется после Октябрьской революции, когда был создан ингушский алфавит на латинской основе. С 1924 регулярно выходит на ингушском яз. газета «Сердало». После советизации Северного Кавказа и в особенности после образования автономной Ингушской области впервые на ингушском яз. появилась учебная, социально-экономическая, сельскохозяйственная и художественная лит-ра. Первыми произведениями, переведенными на ингушский язык, были сочинения В. И. Ленина. Молодая И. л. еще не успела дать крупных лит-ых имен, но постепенно из числа рабселькоровских и лит-ых кружков начинают выделяться даровитые молодые ингушские литераторы и поэты. После выхода № 1 «Литературной странички» газеты «Сердало» З. Мальсагов писал: «Каждый ингуш не может равнодушно пройти мимо этого отрадного явления. Мы видим стихи, написанные на родном яз., мы видим, что наш яз. способен вызывать художественные образы, что наш яз. музыкален, ритмичен». В современной И. л. особое место занимает очеркист, беллетрист Гойгов Гамид, известный своими очерками из жизни ингушского аула, и З. К. Мальсагов, автор драмы «Рх?ае» (Месть) на ингушском яз. [1927]. К лит-ому молодняку относятся: Идрис Базоркин (рассказ «Несчастье»), Ислал Ахриев (рассказ «Жертва») и др. И. л. проходит этап «первоначального накопления». Растущий лит-ый молодняк создает образцы художественной пролетарской и революционной лит-ры. Библиография: Ахриев Ч., Ингушские праздники, «Сборн. сведений о кавказских горцах», V, 1871: Его же, Ингуши, «Сборник сведений о кавказских горцах», VIII, 1875; Его же, Несколько слов о героях в ингушских сказаниях, «Сборник сведений о кавказских горцах», IV, 1870; Дубровин, История войны и владычества русских на Кавказе, Библиографический указатель, т. I, кн. 3, 1871; Марков Е., Кавказ в его настоящем и прошлом, «Живописная Россия», IV, 1883; Грен А., Библиографический список карт, картин, сочинений и статей, относящихся к Терской области, «Терский сборник», II, 1892; Махкинан, Ингушская песня и легенда, «Кавказ», 1895, № 98; Далгат Б. К., Страничка из северо-кавказского эпоса, «Этнографическое обозрение», IV, 1901; Его же, материалы по обычному праву ингушей, «Изв. Ингушского научно-исслед. ин-та краеведения», II—III, 1930; Вертепов Г. А., В горах Кавказа, «Терский сборник», VI, 1903; Пагирев, Перечень некоторых книг, статей и заметок о Кавказе, «Записки Кавк. отд. Русск. геогр. о-ва», XXX, 1913; газ. «Сердало», орган Ингушского Обкома ВКП(б), Облисполкома, Владикавказ, 1924—1929; на ингушском и русском яз.: Мальсагов О., Молодые побеги, газ. «Сердало» № 12—325; Томашевский К., Кавказские сказки, 1926; Багрий А. В., Народная словесность на Кавказе, материалы для библиографического указателя, Баку, 1926; Городецкий Б. М., Указатель библиографической литературы Кавказа, журн. «Северо-кавказский край», 1927, № 2; Семенов Л., Ингушская и чеченская народная словесность, библиографический очерк, «Известия Ингушского Научно-исслед. ин-та краеведения», I, 1928; Его же, И. Ахриев, первый ингушский краевед, там же. А. А-ни

Литературная энциклопедия.