Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Хиландарский [1] монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, сербская обитель на Афоне .
Тел: (30-23770)23760; факс: (30-23770)23108
Расположен севернее всех святогорских обителей, в тридцати минутах ходьбы от западного побережья полуострова. Путь от моря лежит через невысокие, густо поросшие лесом холмы. От Хиландара до Есфигмена два с половиной часа хода, также и до Зографа .
История
По одной версии название монастыря связано с именем основателя здешней монашеской общины, т.к. в одном документе X века говорится: « Мы посылали письмо через Георгия, называемого Хиландар ». По мнению других, обитель называется так из-за своей формы, напоминающей очертания византийского корабля типа «хеландион» (в русском варианте – «шаланда»).
Свою новую историю монастырь ведет от сербских правителей XII века Стефана Немани и его сына Растко . Оба они отказались от престола, ушли на Афон и приняли монашество - вначале сын, ставший затем великим сербским святителем Саввой, а затем и отец, появившийся в образе простого инока Симеона в Ватопедском монастыре . В 1198 году Ватопед отдал отцу и сыну лавру Хиландар, лежащую тогда в руинах. Дар был скреплен указом императора Алексия III , подтверждавшим, что монастырь навеки переходит во владение сербов. Отец и сын изо всех сил трудились над восстановлением монастыря, практически отстраивая его заново. Преподобный Симеон почил и был погребен в монастыре Хиландар в 1200 году, спустя два года после его основания. В 1204 году Савва решил вернуться в Сербию и забрал с собой тело отца, чтобы перезахоронить его в Студенице . Братия скорбела об утрате мощей, но преподобный явился во сне игумену Мефодию и сказал, что мощи необходимо было вернуть в Сербию, но взамен из его могилы вырастет виноградная лоза. Вскоре после того, как владыка Савва отбыл с мощами, из камня под опустевшей могилой начала расти лоза, на которой с тех пор растет виноград.
Со временем святой Савва, возвратившийся на родину, стал архиепископом Сербским , духовным отцом своего народа. Умирая, святитель оставил братии монастыря Устав , согласно которому в монастыре не должен выбираться игумен, а его место незримо занимает Сама Царица Небесная – Игумения Святой Горы .
Подобным образом и сам Хиландар постоянно растил для Сербии боголюбивых патриархов и епископов. Хиландарские иноки всегда были известны своим прилежанием и духовной мудростью. Переводы духовной литературы с греческого на славянский язык, осуществлявшиеся в стенах этой обители, служили основным источником духовного просвещения Сербии, а через нее питали и другие земли.
В отличие от многих других монастырей, потерявших с падением Византийской империи благотворителей, Хиландар процветал на протяжении всего периода турецкого владычества. Ему удавалось поддерживать стабильное существование и много раз прот избирался из числа его братии. Жизнь в монастыре стала приходить в упадок лишь в XVII веке, после того как турки упразднили сербское автономное правление и принудили страну подчиниться Вселенскому патриарху, который исполнял функции как духовного так и светского правителя христианских подданных Османской империи. Приток монахов из Сербии постоянно сокращался, но монастырь сохранял славянский характер, и в конце XVIII века Хиландар уже был преимущественно болгарским .
Сербская Православная Церковь вновь стала автокефальной лишь в 1879 году, а в 1896 году царь Сербии Александр I посетил Хиландар и оплатил восстановительные работы, в которых монастырь остро нуждался после пожаров 1722 и 1891 годов. Кроме того, царь прислал сюда много сербских монахов, снабдив монастырь средствами на их содержание, и со временем Хиландар вновь стал сербским.
В конце XX века Устав Саввы Сербского, согласно которому в обители избирался только наместник, а игуменство принадлежало Богородице, был упразднен. Это привело к уходу из монастыря части братии. Вскоре, в 2004 году, в монастыре произошел сильнейший пожар, когда за одну ночь выгорела половина монастыря, причем пожар начался с игуменской келии и быстро распространился на архондарик и братские келии. Ныне насельники монастыря считают пожар справедливым наказанием за отступление от Типика святого Саввы.
Состав
Собор монастыря посвящен Введению во храм Пресвятой Богородицы . Помимо собора в Хиландаре есть еще тринадцать маленьких церквей и часовен. К монастырю приписаны также пятнадцать келий и одно подворье. Монастырь имеет великолепную сокровищницу и библиотеку с богатым собранием славянских рукописей.
Святыни
В соборном храме обители хранится чудотворная икона Божией Матери « Троеручица » (см.). Именно этот образ занимает игуменское место в храме, являя настоятельство Богородицы над обителью. Иной чтимой иконой Богородицы является Попская .
Также в монастыре сохраняется и древняя лоза, выросшая на месте погребения преподобного Симеона Мироточивого . Ее виноград принимают как лекарство от болезней и бесплодия. В начале XXI века лоза выглядит уже очень древней, но продолжает цвести и плодоносить. Виноград с нее высушивают и раздают паломникам, приезжающим помолиться о даровании детей.
Среди святынь монастыря – фрагменты даров волхвов Младенцу Христу , орудий страстей Господних , частицы Истинного Креста Господня , мощи святого Иоанна Предтечи , пророка Исаии , великомучениц Варвары и Екатерины и многих других святых.
Использованные материалы
Страница сайта греческой православной паломнической службы "Афон Ортодоксия":
http://www.afon-oros.ru/index1.php?http://www.afon-oros.ru/mon04.php
[1] Или Хилендарский .
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент