? написана, по преданию, евангелистом Лукой в Иерусалиме. В Константинополь принесена императрицей Еленой, когда она ходила в Иерусалим для поклонения св. местам и обрела крест Христов (6 марта 326 г.). Русский великий князь Лев, основатель Львова (Лемберга), перевез ее в Белзский замок. При покорении Юго-западной России Польшей, икона досталась Владиславу, князю опольскому. Татары, вторгнувшись в пределы России, осадили замок Белз. Владислав приказал вынести икону из церкви и поставить на городской стене. Татары, стрелявшие в замок, попали стрелой в икону. Из язвины, по преданию, стекла кровь и видна на иконе доселе. В то же время спустилась на землю вредоносная мгла, от которой татары начали умирать во множестве. По удалении татар, Владислав в сонном видении услышал голос, повелевавший ему перенести чудотворный образ из замка на Ясную гору Ченстоховскую. Здесь Владислав основал монастырь и в 1382 г. перенес в него икону, отдав ее на хранение монахам Паулинского ордена. В 1430 г. обитель испытала нападение гуситов, которые, лишив ее всех сокровищ, хотели похитить и икону. Она была уже вынесена из церкви и поставлена в приготовленный для нее возок, но лошади не трогались с места. В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками, настоятелем и братией монастыря поднесен был генералу Сакену список с Ч. иконы. Император Александр I украсил этот список богатой ризой с драгоценными камнями и поставил в Казанском С.-Петербургском соборе, в южном боковом приделе. Празднование Ч. иконы Богородицы совершается в православной церкви 6 марта.
Ср. епископ Иосиф, "Частоховская или Ч. чудотворная икона Богородицы" (Гродно, 1895).