Значение ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ в Православной энциклопедии Древо

ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ченстоховская икона Божией Матери, или Непобедимая Победа

Празднование 6 марта .

Ченстоховская икона Божией Матери относится, по преданию, к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, которые написал святой евангелист Лука . Она была написана в Иерусалиме , в Сионской горнице , и хранилась первоначально в Иерусалиме у Иоанна Богослова . В 66 - 67 годах, во время нашествия римских войск под предводительством Веспасиана и Тита , христиане бежали в местечко Пеллу . Вместе с другими святынями они сохраняли в пещерах и Ченстоховский образ Богоматери.

В 326 году, когда святая царица Елена ходила в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Господень , она получила в дар от христиан эту икону, привезла ее в Константинополь и поставила во дворцовой часовне, где святыня находилась в течение пяти веков.

В X веке иконой этой благословили на брак с князем Владимиром царевну Анну, которая увезла ее в Киев . Затем чудотворный образ с великой честью был принесен основателем города Львова (Лемберга - 1268 - 1270), галицко-волынским князем Львом Даниловичем , и помещен в Бельзском замке под ведением православного духовенства.

Впоследствии, при завоевании Западной Украины поляками, чудотворная икона досталась польскому правителю князю Владиславу Опольскому . Татары, вторгнувшись в пределы России , осадили замок Бельз . Уповая на помощь Матери Божией, князь Владислав вынес святыню из церкви и поставил на городской стене. Пронзенный вражеской стрелой, чудотворный образ сохранил навсегда следы истекшей крови. Спустившаяся тогда на татарское войско вредоносная мгла заставила их снять осаду замка и удалиться в свои пределы. Заступница Небесная в сонном видении повелела князю перенести чудотворную икону на Ясную гору Ченстоховскую. Основав в 1352 году монастырь на Ясной горе - (горе "свидения" - так ее называли за множество происходивших там чудес), князь Владислав перенес в него чудотворную святыню, вверив ее на хранение монахам Паулинского ордена , названного в честь святого пустынника Павлв Фивейского.

Через несколько лет обитель была ограблена гуситами . Лишив ее всех сокровищ, они хотели похитить и чудотворный образ, но невидимая сила удерживала коней, и возок со святыней не тронулся с места. В ярости один из грабителей сбросил святую икону на землю, а другой ударил мечом по лику, но тут же были наказаны за святотатство.

В середине XVII века шведский король Карл X Густав , взяв Варшаву и Краков , потерпел поражение под Ченстоховским монастырем на Ясной горе . Помощь и заступление Царицы Небесной ободрили поляков, а король Ян Казимир , возвратясь во Львов , обнародовал манифест, по которому поручал свое государство покровительству Божией Матери, называя Ченстоховский Ее образ "Польской Королевой". Война со шведами в 1656 году закончилась для Польши успешно.

Множество чудес от Ченстоховского чудотворного образа было засвидетельствовано в особой книге, хранящейся в храме Ченстоховского монастыря. С этой иконы сделано было много списков, как для католических, так и для православных храмов.

В 1813 г., по взятии Ченстоховской крепости русскими, настоятель с братией лавры поднес генералу Сакену список с Ченстоховской иконы. Император Александр I украсил список богатой ризой и поставил в С.-Петербурге , в Казанском соборе .

Молитвы

Тропарь, глас 4.

Непобедимая Победо, Владычице Ченстоховская: древняго иже о нас благоволения Самозритильнице, будущаго спасения Хранительнице: покаянием соделай ны новыя новому Царю.

Источники

http://www.kongord.ru/Index/Screst/sk74-24.htm

http://deva-maria.narod.ru/Ikoni78.htm

Акафист

http://www.russkie-idut.ru/vesti/akafist.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.