Значение ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ВЛАДИМИРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Владимирская и Суздальская епархия Русской Православной Церкви .

Епархиальное управление: Россия , 600000, г. Владимир , ул. Большая Московская, 68

Тел.: (4922) 32-40-54; факс: 42-12-16

История

Учреждена в 1213 г.; по Голубинскому - в 1214 г.; по Амвросию Орнатскому и Строеву - в 1215 г., в Суздале ; выделена из обширной Ростовской церковной области.

С 26.01. 1583 г. - архиепископия.

С 25.03. 1682 г. - митрополия.

Нынешняя Владимирская епархия первоначально именовалась Суздальской и Владимирской (с кафедральным центром в Суздале) и была учреждена из части Ростовской епархии , когда по просьбе Владимиро-суздальского великого князя Юрия Всеволодовича II-го митрополит поставил Суздалю и Владимиру отдельно от Ростова епископа [1] .

В 1239 г. епархия упразднена; в 1274 г. возобновлена во Владимире; в 1299 г. упраздняется как местная и входит в состав митрополичьей области, в связи с утверждением во Владимире кафедры Киевского и всея России Митрополита (следствие татарского погрома юга России), в 1330 ( 1347 ) г., в связи с перенесением первосвятительской кафедры из Владимира в Москву, - восстанавливается старая Суздальская (суздальско-владимирская) кафедра, просуществовавшая до второй половины XVIII столетия, когда - 16.07.1744 г., - вновь восстанавливается местная Владимирская епархия, наименованная Владимирской и Яропольской, с последующим присоединением к ней и древнейшей Суздальской церковной области (1786 и 1798 гг.).

В 1788 г. к Владимирской и Суздальской епархии присоединяется еще и Переславльская .

В настоящее время каноническая территория Владимиро-Суздальской епархии совпадает с административными границами Владимирской области, восстановленой в 1944 г.

Последовательно архиерейская кафедра находилась:

с 1213 по 1237 гг. - в Суздале ;

с 1274 по 1330 гг. - во Владимире ;

с 1330 по 1798 гг. - в Суздале (в 1748-1786 гг. - самостоятельная кафедра и во Владимире);

с 31.07/11.08.1798 г. - во Владимире.

В начале XX столетия во Владимирской епархии учреждается Суздальское викариатство.

Изменения названия

с 1213 г. - Суздальская, Владимирская и Юрьевская (Амвросий Орнатский);

с 1215 г. - Владимирская и Суздальская (Строев);

Суздальская, Владимирская, Юрьевская и Тарусская (Дурново);

с 14.03.1228 (по др. свед.: 1226, 1227) г. - Суздальская, Владимирская и Переславль-Залесская (Дурново);

с "...1237 г. присоединена к еп. Ростовской..." (Дурново);

с 04.1274 г. - Владимирская, Суздальская и Нижегородская (Амвросий Орнатский, Дурново);

с 1330 г. - Суздальская (Строев);

с 1347 г. - Суздальская, Брянская и Тарусская (Амвросий Орнатский);

с 1374 г. (по др. свед.: 1382 г.) - Суздальская, Нижегородская и Городецкая (Дурново);

с 1394 (по др. свед.: с 1406) г. - Суздальская и Тарусская (Дурново, Строев);

с 1465 г. (по др. свед.: с 1394 г.) - Суздальская, Калужская и Тарусская (Амвросий Орнатский, Дурново);

с 06.1667 (по др. свед.: с 1654 г.) - Суздальская и Юрьевская (Строев и Амвросий Орнатский; по Дурново - с 1653 г.);

с 10.02.1748 г. - Владимирская и Яропольская. "...учрежд. 1744 г. июля 16, но открыта в то время не была..." (Дурново, Строев, Амвросий Орнатский);

с 29.05.1764 г. - Владимирская и Муромская (Строев, Дурново, Амвросий Орнатский);

с 06.05.1788 г. - по присоед. Владимирской епархии к Суздальской - Суздальская и Владимирская;

с 16.10.1799 г. - Владимирская и Суздальская;

1917-1922 - Владимирская и Шуйская;

Владимирская и Суздальская.

Статистика

1900

Пространство 42832 кв. в.

Население свыше 1500000 ч.

Православных 1400000

Церквей: 1449 (в том числе каменных 1.398; деревянных 51; соборных 18; при архиерейском доме 3; монастырских 29; общинных 3; приходских одноклирных 921; двухклирных 81; трехклирных 13; четырехклирных 3; приписных 69; ружных 2; при учебных, казеных и благотворительных учреждениях 32; кладбищенских 25; домовых 3; единоверческих 5)

Часовен: каменных 318; деревянных 436

Монастырей: мужских 18; женских 11; женских общин 3

Служащего духовенства: 2495 (протоиереев 67; священников 1173; дьяконов 418; псаломщиков 1137)

Заштатного белого духовенства: протоиереев 9; священников 70; дьяконов 71; псаломщиков 116

Монашествующих: 2154 (монахов 197; послушников 312; монахинь 346; послушниц 1211)

Церковное просвещение:

Духовная семинария 1 (воспитанников в ней 605 ч.)

Епархиальное женское училище 1 (воспитанниц в нем 385 ч.)

Мужских духовных училищ 5 (воспитанников в них 968 ч.)

Второклассных школ 6; Двухклассных 10; Одноклассных 466; Школ грамоты 184; Воскресных 3; Школ иконописания 2; Курсы церковного пения 1

Учащихся в начальных школах 25700 ч.

Церковных библиотек:

епархиальная 1; при церквях 1.000; при благочиннических округах 60; при монастырях 10

Братство 1

Приходских попечительств 34

Больниц при монастырях 7 (в них содержалось до 90 ч)

Богаделен: при церквях 47 (в них содержалось до 920 ч.); при монастырях 4 (в них содержалось до 40 ч.).

1912

Архирейских домов - 2;

Церквей - 1322;

Монастырей - 35 (12 женских), 5 женских общин;

Духовная семинария, 5 духовных училищ, 1 епархиальное женское училище, 608 церковных школ, школа иконописания, церковного пения;

Церковных библиотек - 1072, епархиальная библиотека - 1;

Больниц при монастырях - 7, богаделен - 47.

1998

17 благочиний, объединенных в 5 округов.

202 прихода, из них - 51 городской и 151 сельский. В том числе 16 приходов, открытых в 1998 году.

священников - 250 человек, диаконов - 54 человека. Из них монашествующих - 67 человек

20 монастырей. В их числе: мужских - 9, женских - 11. Имеется 9 подворий и 3 скита.

Общее число насельников и насельниц - 418 человек (муж. монастыри - 161 чел., жен. монастыри - 257 чел.)

Архипастыри

Иоанн - 1213 г. [2]

св. Симон Владимирский (1214 г. - 22.05. 1226 г.) [3] .

Митрофан 14.03. 1227 г. - 07.02. 1238 г.

Кирилл 1239 г. - 1240 г. в/у [4] .

Евфросин 1240 г. -

Кирилл II Грек 1250 г. - 1274 г. [5]

Серапион, св. 04. 1274 г. - 12.07. 1275 г.

Феодор 1276 г. - 1286 г.

Иаков 1289 г. - 1295 г. [6]

Симеон 1295 г. - 18/24.04. 1300 г. (1297) [7] (1299)

Максим Грек 18.04. 1300 г. - 06/12.12. 1305 г. (1299) [8]

Петр Волынянин, св. 1308 г. - 1325 г. [9]

Даниил 03. 1330 г. - 1347 г.

Иоанн, св. 1340 г. - 1347 г.

Нафанаил 06.08. 1347 г. - 1349 г.

Даниил 1350 г. - 1351 г. [10] паки

Иоанн, св. 1351 г. - 1363 г. паки

Алексий 1363 г. - 1365 г. [11]

Иоанн, св. 1365 г. - 1366 г. 3-й раз

Алексий 1366 г. - 1373 г. [12] паки

Свт. Дионисий 11.02. 1374 г. - 1383 г. [13]

Евфросин 1386 г. - 25.03. 1406 г. [14]

Нафанаил - (07.1401)

Митрофан 09.09. 1406 г. - 1427 г.

Григорий -

Филипп I 1452 г. - 11.11. 1464 г.

Евфимий 11. 1464 г. - 1483 г. [15]

Феодор, св. (?) 1483 г. - 1484 г. [16]

Нифонт 09.12. 1484 г. - 08.03. 1508 г.

Симеон (Стремоухов Безбородый) 21.08. 1509 г. - 21.11. 1515 г. [17]

Геннадий (Богоявленский) 10.02. 1517 г. - 23.03. 1531 г. [18]

Ферапонт 09.03. 1539 г. - 25.02. 1543 г.

Иона (Собина) 21.02. 1544 г. - 1548 г.

Трифон (Ступишин) 10.03. 1549 г. - 1551 г.

Афанасий (Палецкий) 18.06. 1551 г. - 11.08. 1564 г. (1566)

Елевферий 1564 г. - 1567 г.

Пафнутий 1567 г. - 26.11/05.12. 1570 г.

Савватий - (в/у?) [19]

Григорий, блж. - (1571)

Варлаам 1571 г. - 1586 г. (1570)

Иов 1587 г. - 1592 г.

Галактион 1593 г. - 1608 г. [20]

Герасим 03. 1613 г. - 1615 г.

Арсений (Апостол) Грек 1615 г. - 13.04. 1626 г. [21]

Иосиф (Нехай-Арцыбеевич кн. Кориатович-Курцевич) 08. 1626 г. - 22.03. 1634 г. [22]

Серапион (5 октября 1634 - 25 февраля 1653)

Софроний 29.01. 1654 г. - 13.09. 1654 г. [23]

Иосиф 1655 г. - 1656 г. (1654)

Филарет 10.08. 1656 г. - 1658 г. [24]

Стефан 02.05. 1658 г. - 1661 г. [25]

Стефан 1666 г. - 02/12.07. 1679 г. паки

Маркелл 21/31.03. 1680 г. - 06.09. 1681 г.

Павел (Моравский) 06.09. 1681 г. - 11. 1681 г.

Иларион 11/21.12. 1681 г. - 28.02. 1705 г. [26]

Ефрем (Янкович) Пятицерковенский Серб 24.08. 1708 г. - 18.03. 1712 г. [27]

Игнатий (Смола) 07.09. 1712 г. - 25.01. 1719 г. [28]

Варлаам (Леницкий / Лейницкий, Ильницкий, Сеницкий) 31.05. 1719 г. - 05.07. 1723 г.

Иоаким 11.10. 1725 г. - 16.03. 1726 г.

Иоаким 22.04. 1726 г. - 13.04. 1731 г. паки

Гавриил (Русской) 24.11. 1731 г. - 17.09. 1735 г.

Афанасий (Пауссиус-Кондоиди) Грек 17.09. 1735 г. - 10.10. 1737 г. [29]

Вениамин (Фальковский) нареченный 1737 г. - 1739 г.

Симон (Тихомиров) 21.11. 1739 г. - 15.12. 1747 г.

Порфирий (Крайский) 30.05. 1748 г. - 09.10. 1755 г.

Платон (Петрункевич) (20 марта 1748 - 16 апреля 1757) [30]

Сильвестр (Гловатский) 09.10. 1755 г. - 20.05. 1760 г.

Антоний царевич Карталинский (23 ноября 1757 - 16 декабря 1762) [31]

Геннадий (Драницын) 13.12. 1760 г. - 11.04. 1775 г. [32]

Павел (Гребневский) (6 июля 1763 - 9 августа 1770) [33]

Иероним (Формаковский) (25 декабря 1770 - 3 августа 1783)

Тихон (Якубовский) 19.05. 1775 г. - 04.04. 1786 г.

Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 - 24 февраля 1800)

Ксенофонт (Троепольский) (24 февраля 1800 - 3 июля 1821)

Парфений (Чертков) (21 августа 1821 - 25 февраля 1850)

Иустин (Михайлов) (25 февраля 1850 - 22 июля 1863) [34]

Свт. Феофан (Говоров) (22 июля 1863 - 17 июня 1866)

Антоний (Павлинский) (17 июня 1866 - 29 апреля 1878)

Феогност (Лебедев) (9 декабря 1878 - 21 ноября 1892) [35]

Сергий (Спасский) (21 ноября 1892 - 20 ноября 1904)

Никон (Софийский) (27 ноября 1904 - 9 июня 1906)

Николай (Налимов) (23 июня 1906 - 13 июля 1914)

Алексий (Дородницын) (30 июля 1914 - 1917)

Евгений (Мерцалов) (1917) в/у, еп. Юрьевский

Сергий (Страгородский) (10 августа 1917 - 16 июня 1922) [36]

Корнилий (Соболев) (1922 - 1923, один месяц в 1926) в/у, еп. Вязниковский; во второй раз - еп. Владимиро-Суздальский

Николай (Добронравов) (1923 - 10 декабря 1925) [37]

Дамиан (Воскресенский) (ноябрь - 9 декабря 1925, 2 февраля 1926 - май 1927) в/у, еп. Переславль-Залесский

Нифонт (Фомин) (май - сентябрь 1927) в/у, еп. Вязниковский

Макарий (Звездов) (1928) в/у, еп. Муромский

Павел (Гальковский) (31 декабря 1928 - ?) в/у, еп. Егорьевский

Гурий (Степанов) (13 августа 1930 - 8 мая 1931) в/у, архиеп. Суздальский

Павел (Борисовский) (1931) в/у, митр. Ярославский

Иннокентий (Летяев) (31 мая 1932 - 18 февраля 1935)

Сергий (Гришин) (5/18 февраля 1935 - май 1936)

Филипп (Гумилевский) (? - 9 сентября 1936)

Феодор (Яцковский) (11 авугста 1936 - 3 февраля 1937)

Хрисогон (Ивановский) (30 марта 1937 - 1938)

Алексий (Сергеев) (1938 - 1939) в/у, еп. Иваново-Вознесенский

Онисим (Фестинатов) (27 августа 1944 - 31 октября 1970)

Иоанн (Вендланд) (31 октября - 1 декабря 1970) в/у, митр. Ярославский

Николай (Кутепов) (1 декабря 1970 - 16 апреля 1975)

Владимир (Котляров) (17 апреля 1975 - 24 апреля 1980)

Серапион (Фадеев) (24 апреля 1980 - 11 мая 1987)

Валентин (Мищук) (12 мая 1987 - 27 октября 1990)

Евлогий (Смирнов) (с 11 ноября 1990)

Состав

Викарные епархии

Александровская (недейств.)

Вязниковская (недейств.)

Иваново-Вознесенская (ныне самостоятельная)

Ковровская (недейств.)

Мстерская (недейств.)

Муромская (недейств.)

Переславль-Залесская (ныне Ярославское викариатство)

Суздальская (недейств.)

Юрьево-Польская (недейств.)

Монастыри

Монастырь Николо-Троицкий (мужской)

Монастырь Свято-Боголюбский

Монастырь Свято-Васильевский (мужской)

Монастырь Свято-Введенский Островной (женский)

Монастырь Спасо-Евфимиев Суздальский

Монастырь Спасо-Преображенский Муромский (мужской)

Монастырь Цареконстантиновский

Монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (женский)

Монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (женский)

Муромский монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (мужской)

Суздальский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (женский)

Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской)

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Княгинин (женский)

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Космин (мужской)

Монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Александровской слободе (женский)

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Муромский Новодевичий

Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Стефано-Махрищский (ставропигиальный) (женский)

Монастырь во имя прп. Евфросинии Суздальской (женский)

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца (женский)

Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Волосовский (женский)

Пустынь Свято-Лукианова (мужской монастырь)

Пустынь Смоленско-Зосимова (мужской монастырь)

Скит Свято-Георгиевский во имя прп. Сергия Радонежского

Скит в честь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли

Литература

Добронравов В.Г., Березин В.М.. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии.. Владимир. 1893 - 1898. 5 вып..

Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия: Краткие исторические сведения с приложением описей сохраняющихся в них древних предметов: Ч. 1: Монастыри.. Владимир. 1906 . [2],VIII,353 с..

Преображенский А... История Владимирского епархиального женского училища за первый период его существования (1865-1879 гг.).. Владимир. 1902 . XIV,538 с..

Малицкий Н.В.. Из прошлого Владимирской епархии: Вып. 1-3.. Владимир. 1905 - 1911.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vladim.html

[1] Покровский, т. I

[2] "...В продолж. Лет. преп. Нестора... сказано: "Того же лета (6721-1213) Иван, епископ Володимирский и Ростовский, отписася своей епископьи и пострижеся в схиму в Суздале..." (Титов. Суздальская..., с. 3). Возможно, что это архиерей из Ростова Великого, святители которого нередко местопребывали во Владимире, входившем в их епархию и бывшем столицей княжества.

[3] Первая дата по Голубинскому (т. I, 1-я половина). "Словарь исторический о святых..." предлагает иную датировку: 1215 - 10.05.1226 г. К этой последней можно добавить словами Царственного Летописца (с. 102, изд. 1772 года, СПб.): "...постригся в схиму...". Та же дата приводится и Амвросием Орнатским.

[4] Епископ Ростовский.

[5] Митрополит Киевский и всея Руссии. Пребывал во Владимире в 1252-1255 и 1261-1274 гг. (?) "...Южная Русь была так опустошена и разорена татарами, что митрополит Кирилл... не нашел удобным поселиться ни в одном из городов ее... Он избрал Владимир Суздальский, где и жил, сохраняя титул митрополита Киевского..." (ПБЭ т. I, с. 394). Здесь м. Кирилл прожил более 25 лет и прославился как великий ревнитель Православия и церковного благоустройства, являясь "...деятельным сотрудником великого князя Александра Ярославича Невского..." (там же). "...В 1274 г. был поставлен Кириллом... на Владимирскую кафедру епископ Серапион,... сам же Кирилл... переехал в Киев..." (там же, с. 396).

[6] С титулом: Владимирский, Суздальский и Нижнего Новгорода. (Хир. в Киеве, в 1288 г.). В 1225 г. "...сказано в летописи, митрополит Максим, бывши во Владимире, "сведе Янова Владыку Володимерьского с епископьи". (Собр. русск. лет. т. I, с. 227-228)..." (прот. А. Виноградов). Во втором издании Истории Российской Иерархии о Иакове говорится, что "...1295, а по другим 1299 года он оставил епархию, скончался в Суздале 1314 года...".

[7] Поставленный в 1295 году митрополитом Максимом во Владимир епископ Симеон в 1299 году переводится в Ростов, а на его место приезжает из Киева митрополит Максим, утвердив здесь Всероссийскую кафедру. (Собр. Русск. летоп. т. I, с. 288) (Прот. А. Виноградов). Кстати отметим здесь же, что по Дурново. Девятисотлетие..., - на протяжении XIII века отмечаются как сомнительные, следующие Владимиро-Суздальские владыки: Григорий, Евфимий, Савватий и Ферапонт, - не приведенные в списке за отсутствием дат.

[8] Митрополит Киевский и всея Руссии. "...Перенес митрополичью кафедру из Киева во Владимир,... что вызвало учреждение особой митрополии Галичской, то есть первое разделение Церкви..." (Брокгауз-Ефрон, т. 25, с. 475). В другом месте сообщается, что "...в 1299 году митрополит Максим навсегда покинул Киев и переехал во Владимир, так что с этого времени Владимир стал центром управления в Русской Церкви. Но это возвышение продолжается для Владимира очень недолгое время, и скоро он должен был уступить первенство своему бывшему пригороду - Москве... ("Спутник по древнему Владимиру..." ст. 26). В связи с этим, у Дурново. Иерархия..., с. 33 читаем: с 18/24.04.1300 (1299) г. "...по случаю перемещения Всероссийской митрополии во Владимир, епархия перешла в непосредственное управление Всеросийского митрополита. По восстановлении в 1300 г. (1330? - Сост.) в Суздале, г. Владимир, как престольный Всероссийских митрополитов, с частью епархии, остался в управлении митрополитов... до 1588 г. Московских, до 1721 Патриархов Московских, до 1742 г. Св. Синода и до 1748 г. архиепископов Московских...".

[9] Св. Петр "...по прибытии на Русь... только на короткое время останавливался в Киеве и отсюда в том же 1308 г. уехал во Владимир, где жил почти все время своего пастырского служения и откуда предпринимал объезды митрополии..." (Рыбинский Вл., с. 11). К концу своей жизни "...как бы предугадывая значение Москвы, св. митрополит Петр переносит туда из Владимира свою кафедру в 1325 году, а в 1328 году Московский князь Иоанн Данилович Калита, получив утверждение от хана на Великокняжеском престоле, не захотел уже переселяться во Владимир, а остался жить в Москве, сделав ее новою столицей..." ("Спутник по древнему Владимиру..." с. 26). На этом месте у некоторых иследователей встречается имя некоего владыки Иоанна. Например, Строев (с. 653) показывает его в своем списке Владимирских архипастырей под № 7. Между тем, есть основательное предположение, что никакого Иоанна в действительности не было, а под этим именем фигурирует сведенный с кафедры (1283-1295) и облекшийся в схиму Иаков. По Титову. Суздальская..., с. 26, - "...В Троицкой Летоп. в Собр. Летоп... сказано: "в лето 6803 (1295 г. Сост.) приехал Максим митрополит из Киева, Якова владыку Володимирскаго сведе с епископии...". В выписке из летописей у Карамзина, в Истории Российского Государства сказано, что 1314 года скончался суздальский епископ Иоанн. Заметно, что это одно лицо с Иаковом, так названным, могло быть в схиме. Так как никаких подтвердительных данных в пользу Иоанна нигде не встречалось, - в список его не вносим. "Заметно" и нам, что версия об отождествлении Иоанна (схиепископа) с Иаковом "сведенным с епископии" весьма правдоподобна, но это (по выражению Строева) все же еще требует розысканий".

[10] Низложен в 1347 г., возвращен на кафедру в 1350 г., но в 1351 г. отказался и отошел от управления.

[11] Лишен епархии (Строев, с. 654).

[12] Лишен епархии (Строев, с. 654).

[13] По Строеву: хиротонисан в 1374 г. По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 177), - "...хиротонисан в Цареграде 1374 г., в 1 неделю поста из архимандритов Нижегородского Печерского монастыря; потом в 1384 г. в Царе же граде посвящен был на Всероссийскую митрополию...".

[14] По свидетельству летописей, кончина Евфросина последовала на год позже (в 1407 г.). Так, в Ник. летоп. под 1407 г. показано: "...тое же зимы марта преставился бывший епископ суздальский Евфросин...". И в Русск. Врем. о том же: "...того же лета Благовещение было в Пяток великий. Того же дня преставился Евфросин епископ Суздальский...". Стало быть, по летописям, преставление Евфросина последовало в Благовещение, 25.03/02.04.1407 г., совпавшее с Великим Пятком. С другой же стороны и хиротония Митрофана (его преемника) датируется точно, и у исследователей никаких сомнений, по-видимому, не вызывает. Исключение составляет только Строев (с. 654), указывающий дату кончины Евфросина согласную с приведенными летописными показаниями: 25.03/02.04.1407 г.

[15] Бежал с Брянско-Черниговской кафедры от польско-латинских насильников или - по летописи - "...прибежа в Москву Евфимий, епископ Брянский и Черниговский, покиня свою епископию, и даша ему Суждаль и Калугу и Тарусу...".

[16] По Амвросию Орнатскому (т. I, с. 178), - первая дата иная: 1473 г. Кроме того сообщается, что Феодор переведен сюда из епископов Брянских. Будто он был святый, но в "Словаре историческом о святых..." о нем не упоминается. Более пространно все это излагается в "Сборнике церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии" архим. Макария (Миролюбова). Здесь читаем: "...В 1473 году епископ Брянский, Феодор Святой, переведен в Суздаль и Чернигово-Брянская епархия упразднена, а епископы сии стали именоваться Суздальскими, Калужскими и Торусскими. Между тем остальная часть Чернигово-Брянской епархии отошла к епархии Смоленской, когда над ними утвердилось общее владычество Литвы..." (с. 23).

[17] По Амвросию Орнатскому вторая дата иная: 12.11.1515 г.; по другим данным: 15.09.1515 г.

[18] По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 01.02.1517 г.

[19] "...Савватий епископ бывший Коломенский и Каширский в лето 7079 (1571 - Сост.), знато, что был в Суздале на престоле..." (по ключарю Анании Федорову). Со своей стороны Амвросий Орнатский упоминает Савватия в 1569 г. как сомнительного. (Титов. Суздальская...).

[20] По Дурново. Иерархия..., с. 235, - "...хиротонисан по некоторым летописным свидетельствам в 1597 г., скончался, по тем же свидетельствам, в 1610 г. в Чудовом монастыре, откуда тело его перенесено в Суздальский кафедральный собор...". По Дурново. Девятисотлетие... же, - первая дата указывалась иная: 1595 г. У Амвросия Орнатского за Галактионом следует (не встречающиеся у наиболее известных исследователей) следующие иерархи: - Трифон (ок. 1601 г.) 1607 - Симеон и, - несколько ниже, - 1637 - Герасим (т. I, с. 179).

[21] Из бывших архиепископов Элассонских ("Галустинских"). До конца 1621 г. продолжал проживать в Москве, при Кремлевском Архангельском соборе (см. Сербская и Архангельская), хотя уже с 1615 г. числился Суздальским и Торусским. На его надгробной таблице в соборном храме г. Суздаля дата кончины указана иная: 29.04.1625 г. (Питирим (Нечаев), еп. "Арсении, архиепископ Элассонский...". // Богословские труды / Изд. Московской Патриархии. 1968. № 4, с. 254), также и у Дурново Н.Н. (с. 76).

[22] 22.03/01.04.1634 г. низложен и сослан в Соловки; в 1640 г. перемещен в Казанский Зилантов монастырь, где вскоре и скончался (ПБЭ, т. 3, с. 770). (Скончался 25.06/05.07.1642 г.). "ЖМП" (1944 г., № 9, с. 14) поясняет: Патриарх "...Иоасаф жестоко наказал... Иосифа Курцевича, Киевлянина, за недостойное поведение...".

[23] Софроний преставился в Москве, в моровое поветрие, "...а в 1716 году июня 10 дня гроб его перенесен в Суздаль и опущен в землю в соборной церкви..." (Леонид (Кавелин), с. 129).

[24] По Амвросию Орнатскому даты иные. Первая: 1663 г.; вторая: 1667 г.

[25] Из Сербских и Архангельских (в Московском Кремле).

[26] По ПБЭ (т. 5, с. 850) даты иные: 1682 - 14.12.1708 г.; по др. свед.: 18.02.1705 г.

[27] По Дурново. Иерархия..., с. 235, - "...Ефрем Янкович (Пятицерковенский) прибыл в Москву в январе 1705 г., находился в 1707 г. при войсках в Польше; проживал (в Суздале - Сост.) с января 1708 г. ...". Серб по национальности, б. митрополит Скопийский. По Титову. Суздальская..., с. 91, - "...когда прибыл в Россию не знаем, кроме того, что в звании пятицерковенного митрполита находился уже в Москве при погребении царевны Татьяны Михайловны...".

[28] По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 03.09.1712 г.

[29] По Амвросию Орнатскому первая дата иная: 02.02.1736 г. У Строева после Афанасия следует Вениамин Фальковский, с существенной оговоркой, что "...за болезнию хиротонисан не был". У нас поэтому в скобках.

[30] Первый из Владимирских и Яропольских. В последствии к этой епархии, восстановленной указом от 16/27.07.1744 г. присоединяется (указ от 06.05.1786 г.) и первооснованная - древнейшая в крае - епархия Суздальская. По протоиерею А. Виноградову, Платон Петрункевич скончался в Москве от водяной болезни. "...Тело его, по определению Синодальной Конторы, погребено было в Московском Крестовоздвиженском монастыре, но, по указу Святейшего Синода, в декабре месяце того же года взято было из Москвы и положено во Владимирском Успенском соборе...".

[31] Владимирский и Яропольский. Бывш. Католикос. В 1762 г. возвратился в Грузию, однако на этом милости к нему со стороны царского двора не прекратились. Так, в марте 1801 г. император Павел "...пожаловал Католикосу Антонию белый клобук с серафимами..." (см. прекрасный портрет работы Боровиковского) 15/27.?.1801 г. - орден Св. Александра Невского и в 1811 г. орден св. Апостола Андрея Первозванного - высший из российских орденов.

[32] По другим данным первая дата иная: 13.11.1761 г. или 13.12.1761 г.

[33] Владимирский и Яропольский. По Амвросию Орнатскому даты иные. Первая: 1764 г.; вторая: 09.08.1769 г. Так же у протоиерея А. Виноградова.

[34] Так по http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106. По http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-vladim.html - до 26 июля 1863.

[35] По другим данным - со 2 декабря 1878. См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106

[36] Совратился в обновленческий раскол и в самый острый момент живоцерковной смуты - 03/16.06.1922 г. - совместно с Нижегородским архиепископом Евдокимом (Мещерским) и Костромским архиепископом Серафимом (Мещеряковым) издал в Нижнем Новгороде известную декларацию о признании каноничности Живоцерковно-обновленческого ВЦУ (чего не отваживались признавать и сами обновленцы), чем, вопреки утверждению архиепископа Мануила Лемешевского нанесен был сильный удар по Православной Русской Церкви, в тяжелый момент ее существования. (Декларация подписана была также и епископом Васильсурским Макарием Знаменским, случайно оказавшемся в ту пору в Нижнем Новгороде).

[37] Резолюцией Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Полянского от 19.01/01.02.1926 г. Указан (1) в числе членов Коллегии, предположенной к учреждению (по силе этой же резолюции) для Высшего Церковного Управления, взамен единоличного возглавления Церкви, установленного Поместным Собором 1917-1918 г. (Практически осуществлено не было).

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.