Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Зачатие Пресвятой Богородицы , праздник Православной Церкви .
Празднуется 9 декабря .
Праздник этот установлен не позднее VII века, ибо уже св. Андрей Критский (+ 712) написал к нему канон.
Праздник посвящен истории зачатия Пресвятой Богородицы ее родителями - праведными Иоакимом и Анной . По Преданию святой Иоаким, который происходил из рода царя Давида , до глубокой старости не имел детей. Это очень печалило его и его жену Анну, так как бездетность считалась Божиим наказанием, бездетные пары подвергались презрению и насмешкам. Однажды, когда Иоаким пришел в Храм принести жертву Господу, первосвященник отказался принять его жертву, сказав, что Иоаким, должно быть, очень грешный человек раз Бог его так наказывает. Иоаким был в таком горе, что решил не возвращаться домой, а удалиться в пустыню, чтобы провести остаток жизни в молитве и посте. В это время святая праведная Анна дома со слезами молилась Богу о даровании ребенка, обещая посвятить дитя Господу, и Господь услышал ее молитвы. Он послал Ангела к Иоакиму с вестью о том, что он должен вернуться домой, и что от его супружеского союза с Анной родится дочь, которая будет матерью грядущего Мессии , то есть Христа .
Владимир Лосский писал:
"Вся библейская история раскрывается как приуготовление человечества к Воплощению, к той "полноте времен", когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из ее уст согласие человечества на то, чтобы "Слово стало плотью". Однако исполнение обетований Божиих не является чем-то автоматическим. История Ветхого Завета, история зачатия праведной Анны показывают нам, как человеческая личность в своей свободе, находясь в своих реальных жизненных обстоятельствах, в скорбях и борениях, предоставляет Богу условия, необходимые для того, чтобы Искупление стало возможным. Как Дева Мария стала соработницей Божией в домостроительстве спасения (Св. Ириней Лионский ), так и ее родители своим смирением и любовью к Богу дали возможность осуществиться чуду: "Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея" (кондак Рождества Богородицы).
Вопрос о бессемянном зачатии Богородицы играл видную роль в истории христианской догматики; Римо-католическая церковь включила непорочное зачатие Богородицы в число обязательных догматов. Символически бессемянное зачатие изображалось в XVI - XVII вв. вместе с сюжетом Успения Богородицы. Дева Мария в белой тунике и синей мантии, окруженная славой, с 12 звездами вокруг головы, стоит на земном шаре или на полумесяце, рога которого загнуты кверху. На этот сюжет известны картины Мурильо (одна из них в СПб., в Эрмитаже).
Молитвы
Тропарь, глас 4
Днесь безчадия узы разрешаются, Иоакима бо и Анну услышав, Бог паче надежды родити тем яве обещавает Богоотроковицу, из Неяже Сам родися Неописанный, Человек быв, Ангелом повелев вопити Ей: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак, глас 4
Прaзднует днeсь вселeнная Аннино зачaтие, бывшее от Бога: ибо та породи пaче слова Слово Рождшую.
Чтение празднику
Гал. 4, 22 -31, Лк. 8, 16 -21.
Использованные материалы
http://www.days.ru/Life/life3089.htm
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент