Значение ИОСИФ (СОКОЛОВ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое ИОСИФ (СОКОЛОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Иосиф (Соколов) ( 1835 - 1902 ), епископ Михайловский , викарий Рязанской епархии, духовный писатель.

В миру Соколов Никодим Андреевич, родился 24 октября 1835 года в селе Волковичи Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника. Первоначальное религиозно-нравственное образование он получил дома, затем поступил в Тульское духовное училище , откуда перешел в Тульскую духовную семинарию . Со званием действительного студента он окончил ее в 1858 году. Поправив свое здоровье, в следующем году он поступил в Киевскую духовную академию , которую со степенью кандидата богословия окончил в 1863 году.

В январе 1864 года началось служение Никодима Соколова на духовно-преподавательском поприще. Он был назначен преподавателем греческого языка и гражданской истории Волынской духовной семинарии . Два с половиною года спустя, в июле 1866 года, его перевели штатным учителем русского языка и русской словесности, а также истории и географии России и Польши в Радомскую женскую гимназию. Перевод объяснялся стремлением начальства “укрепить русское дело в только что замиренном после польского мятежа крае” лучшими воспитанниками духовных академий. От них требовалось усиление русского патриотического аспекта в преподавании и всемерное содействие высокой культурной цели православной России на польско-католической окраине.

В июле 1867 года Никодим Соколов был посвящен в сан священника и назначен законоучителем Сувалкских мужской и женской гимназий, а также блюстителем и законоучителем начального духовного училища в городе Сувалках . В августе 1872 года отца Никодима переместили в город Ченстохова , настоятелем только что построенной Кирилло-Мефодиевской церкви с одновременным поручением должности законоучителя местной мужской прогимназии, блюстителем и законоучителем начального духовного училища. В Ченстохове у иерея Никодима Соколова умерла жена (1873), и он добился своего перевода в Вильно . В январе 1878 года он был определен законоучителем Виленских мужской гимназии и Учительского института и настоятелем Кирилло-Мефодиевской церкви при виленских учебных заведениях.

Летом 1885 года вдовый священник Никодим Соколов принял монашество с именем Иосифа. Определением Святейшего Синода он сразу же был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Виленского Троицкого монастыря . С 11 августа 1885 года архимандриту Иосифу поручено ректорство в Виленской духовной семинарии .

17 ноября 1891 года архимандриту Иосифу высочайше повелено быть епископом Брестским (с резиденцией в Гродно ), вторым викарием Литовской епархии у архиепископа Алексия (Лаврова) (+ 1890 ).

15 декабря 1891 года хиротонисан во епископа Брестского , вик. Литовской епархии.

С 24 мая 1897 года - епископ Острогожский , вик. Воронежской епархии, настоятель Алексиевского Акатова монастыря . В город он прибыл 10 июля 1897 года. Его сослужение епископу Анастасию длилось два с половиною года. Иосифу были поручены обычные для викария должности: председателя епархиального училищного совета (с 17 июля 1897 года), председателя совета братства святителей Митрофана и Тихона , председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества , товарища председателя Воронежского отдела Палестинского общества (с 17 декабря 1898 года). 27 сентября 1897 года он освятил церковь во имя Митрофана Воронежского в здании исправительных арестантских рот на Онуфриевской улице.

Епископ Иосиф развернул активную деятельность по благоустройству Акатова монастыря. На свои средства он устроил под колокольней домовую церковь во имя преподобного Сергия Радонежского и соединил ее с настоятельскими покоями. В этой церкви впервые в Воронежской епархии был сделан басменный (металлический) иконостас.

С 31 января 1900 года - епископ Михайловский , вик. Рязанской епархии. 25 февраля 1900 года он отбыл из Воронежа в Рязань через Задонск , чтобы напоследок поклониться мощам святителя Тихона . Газеты отмечали, что по свойственной епископу скромности он стремился избежать торжественных проводов и потому выехал из города неожиданно для всех.

Епископ Иосиф заявил о себе научно-литературными трудами по истории православия в Западном крае; жаль, что его краткое пребывание в Воронеже не дало возможности заняться и здесь разработкой истории церкви, хотя почетным членом Воронежской ученой архивной комиссии он состоял. Находясь в Рязани, он содействовал краеведу Н.И. Поликарпову в разыскании в духовной консистории и копировании окладных книг Рязанской митрополии за 1676 год, где содержались материалы о Воронежском уезде.

Скончался 26 марта 1902 года [1] в Петербурге , где находился на лечении. Он был погребен в Исидоровской церкви Александро-Невской Лавры .

По словам митрополита Мануила (Лемешевского) , епископ Иосиф оставил о себе память как о смиренном, нищелюбивом, благоговейном пастыре, особенно любившего поминать усопших. Внутренним сокровенным свойством его души было смирение. "Елико велий, толико смиряйся", было написано его собственной рукой на одной из книг. И он действительно жил, следуя написанному. По словам, лично знавших его, Преосвященный Иосиф, будучи в Вильне целыми днями ходил по кладбищу и списывал с памятников эпитафии и надписи. В храме стоял он ежедневно у дверей.

Сочинения

Виленский православный некрополь Архимандрита, ныне епископа Иосифа. Вильна, 1892. VI, 422 с;

Гродненский православно-церковный календарь или православие в Брестско-Гродненской земле в конце ХIХ в. Т. 1–2. Изд. 2-е. Воронеж, 1899. Т. 1. 456 с.; Т. 2. 457 с.;

Островоротная или Остробрамская иконы Богородицы в Вильно. Историческое исследование. Изд. 2-е, испр. и доп. Вильна, 1890. VI, 664, ССХХVI с.;

Частоховская или Ченстоховская чудотворная икона Богородицы в г. Ченстохове или Частохове. Описание иконы и места нахождения ее, со снимком ее изображения. Гродно, 1895. 71 с.

Литература

Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1969. Машинопись. С. 652–653.

Альманах современных русских государственных деятелей. СПб., 1897. С. 462.

Воронежские епархиальные ведомости. 1898. № 14. С. 378; 1900. № 5. С. 93.

Воронежский телеграф. 1902. 5 апр., № 40.

А.З. [Кондратьев А.З] Иосиф, епископ Михайловский – благий архипастырь. М., 1904.

Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 4. С. 34–35.

Памяти преосвященного Иосифа, епископа Михайловского; Кончина и погребение преосвященного Иосифа // Воронежские епархиальные ведомости. 1903. № 9. С. 232–239.

Поликарпов Н.И. Окладные книги Рязанской митрополии за 1676 г. // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 91.

П[оликарпо]в Н. Отъезд из Воронежа преосвященного Иосифа, бывшего епископа Острогожского // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 6. С. 261–263.

Поликарпов Н. Сочинения преосвященнейшего Иосифа, епископа Михайловского, бывшего Острогожского // Воронежские епархиальные ведомости. 1900. № 7. С. 308–317.

Использованные материалы

А.Н.Акиньшин Епископ Острогожский Иосиф (Соколов) (1897-1890)

http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/suffragan/12_io....htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_923

[1] По ortho-rus.ru - 23 марта

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.