(21/8 сентября)
Рождество Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.
Для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, святая Дева Мария.
Родители Марии - праведные Иоаким и Анна - долгие годы были бездетны. Не иметь детей считалось немилостью Божией, но они не отчаивались и молились, чтобы Господь послал им ребенка. Когда они пребывали уже в преклонном возрасте, у них родилась дочь. Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения).
Праздник этот был установлен церковью в IV в., но прошло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богородицы заняло свое место среди главных праздников Православной Церкви.
В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены 4 из всех двунадесятых праздников.
День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день русское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.
Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка - /28/15 авг./. Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожинками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).
Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
К новобрачным же сходилась вся родня "навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму". Все это сопровождалось поднесением пива с прибауткой: "Аспасов день - поднесеньев день. Лей, лей, кубышка! Поливай, кубышка! Пейте, гости, пейте - хозяйского добришка не жалейте!"
По русскому календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку-Осенину. Осенина в Древней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Ходили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встречать матушку-Осенину. Старшая стояла с хлебом, а молодые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.
Как и в день весеннего равноденствия, в этот день обновлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали.
Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой.
С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.
Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентября).
В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармоникой и угощением, исполнялись игровые песни:
Вейся ты, хмель,
Перевейся,
На нашу сторонку.
Как на нашей сторонке
Приволье большое!
А приволье-то большое,
Мужики богаты!
Что мужики-то богаты,
Каменны палаты!
Двери золотые,
Что маковки литые!br