? основан в половине V в. При импер. Льве Великом прибыл из Рима в Константинополь вельможа по имени Студий, которого византийские писатели называют патрицием и консулом. Он основал храм в честь Иоанна Предтечи и положил начало С. м-рю, скоро получившему широкую известность. Императоры совершали сюда ежегодно выход, подробно описанный в книге "De ceremoniis". При Константине Копрониме монастырь много потерпел от иконоборцев. Наибольшей известности он достиг при Феодоре Студите, стоявшем во главе сторонников иконопочитания. Под определениями седьмого вселенского собора первым за епископами подписался Савва, архимандрит и игумен С. м-ря. Иоанн Цимисхий поручил С. игумену Евфимию уладить несогласия между святогорцами, и первый устав для тамошних общежитий был составлен с его одобрения. Грамотою патриарха Матфея (1381) С. игумену усвояется первенство между архимандритами. При занятии Константинополя крестоносцами С. м-рь много пострадал и сделался жертвою пожара, но не был разрушен совершенно. Константин Палеолог восстановил монастырь, и в этом виде он продолжал существовать до взятия Константинополя турками. За этот период времени, кроме греческих писателей, мы находим известия о С. м-ре у наших паломников. По словам Стефана Новгородца (см.), он и его спутники целовали здесь мощи св. Саввы и удивлялись великолепию монастыря, особенно его трапезы. Турки обратили С. церковь в мечеть, известную под именем "Имрахор-Джамиси". См. И. Мансветов, "Церковный Устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви" (Москва, 1885, стр. 83?88).
Значение СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Что такое СТУДИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 2012