Значение слова ТИПИКОН в Православной энциклопедии Древо

ТИПИКОН

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Типикон (греч.: образ, тип)

Богослужебный устав .

Книга богослужебная , содержащая богослужебный устав , месяцеслов с Марковыми главами , соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги , правила о постах , правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников .

Типикон содержащит в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Заключает в себе, после полного описания воскресных всенощных бдений , сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года, указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения, в разные дни года, службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце Типикона помещены храмовые главы , Пасхалия и Лунник .

В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввой Освященным в IV в. и получил название Палестинского, или Иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хосрова на Палестину . Св. Софроний , патриарх Иерусалимский, восстановил Иерусалимский ycтав дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского .

В таком виде устав скоро вошел в употребление в греческих церквах и особенно в Студийской обители в Константинополе . В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита , брата его Иосифа, Феофана Начертанного , Иосифа Песнописца и Григория , митрополита Никомидийского.

Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в X в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и X вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников.

В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец ( XI в.) и Филофей , патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики.

Кроме Иерусалимского устава на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой устав — Студийский. В XV в. Иерусалимский устав вытеснил окончательно Студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южнославянских и на Руси.

Для России Устав иерусалимский был переведен под названием «Око Церковное» преп. Афанасием , основателем Высотского монастыря, жившим в Константинополе в конце XIV - начале XV вв. Списки Уставов в России видоизменялись и дополнялись службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни.

Первое печатное издание Типикона в России, официально исправленное, относится к 1610 . Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 при патриархе Иоакиме . Последнее издание Типикона сделано в 1695 , при патриархе Адриане ; оно отличается от издания 1682 пересмотром месяцесловной части и соглашением ее с исправленными Минеями . Все, что было сделано позднее, вплоть до издания 1877 , ограничивается незначительными изменениями в тексте и корректурными поправками.

Источники

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995

Ср. И. Мансветов, Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви, М., 1885;

П. Лебедев, Наука о богослужении православной церкви, ч. 1, М., 1890, стр. 148-150;

Епиф. Нестеровский, Литургика или наука о богослужении православной церкви, ч. 1, Курск, 1895, стр. 238-246.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.