Значение КИПРИАН КИЕВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

КИПРИАН КИЕВСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Киприан (+ 1406 ), митрополит Киевский и всея Руси , святитель .

Память 27 мая (обретение мощей), 16 сентября

Родом серб , а по мнению архимандрита Амфилохия [1] — болгарин из Тырнова .

Посвящен в Константинополе в 1376 г. патриархом Филофеем еще до смерти св. Алексия . По прибытии в Россию , он, однако, не получил митрополичьей кафедры всей России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича ; поселясь в Киеве , управлял литовским духовенством.

В 1380 г., после смерти выбранного великим князем кандидата Митяя , Киприан был признан митрополитом московским, но ненадолго.

В 1382 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом , Димитрий Донской вернул его обратно в Киев , а на его место призвал Пимена . Свт. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 г. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев , ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Умер в 16 сентября 1406 г.; в этот день чтится его память. Его мощи были обретены 27 мая 1472 г. во время строительства нового каменного Успенского собора в Кремле и были положены в московском Успенском соборе под спудом.

В истории Русской Церкви митрополит Киприан занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В Русской Церкви первоначально принят был студийский устав , обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский , в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская Церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших — служебнике и требнике , — Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность свт. Киприану Псалтири (рукопись московской духовной академии).

В общем деятельность свт. Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами свт. Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном ; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне.

Тропарь Киприану, митр. Московскому, всея России чудотворцу

Иже от Бога свыше Божественною благодатию совершен / и благими нравы украшен, / Духом Святым просвещен, / совершив святыню в страсе Божий, / сподоблен бысть благодати Божественнаго Духа, / пасый Церковь Божию Русския митрополии, / постом вся поборая, волнение претерпе, / гонение преминув, святаго Петра митрополита всегда себе в помощь призывая, / и сего помощника имея, / и того стопам последуя. / Служитель благоприятный, / заповеди Божия соблюдая, / Духом Божиим наставляемь, / просвещая верныя люди учением словес твоих, / пощением украси житие свое, / ярем Господень измлада восприимь, / и паче всех Христа возлюби. / Того ради и архиерейским седалищем поч­тен, / и, яко светозарное солнце, от Сербския земли происшед, / и по вся концы Русския земли добродетелию просияв, / светило явися мирови, / и преставися ко Господу от сея жизни в вечный покой, / великий архиерею Божий, Киприане митрополите, / учителю и наставниче Русския земли, / всегда предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, / моли Господа прилежно об архиереех и о всех христианах, / да спасет тебе ради души наша.

Литература

И. Мансветов, "Митрополит Киприан в его литургической деятельности" (М., 1882);

"Словарь" Бантыша-Каменского (т. III) и "Православный Собеседник" (1862, № 1): "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской".

Использованные материалы

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

http://days.pravoslavie.ru/Life/life1544.htm

[1] "Труды III археологического съезда", т. II, Киев, 1878

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.