(Scude ry, 1601?1667) ? франц. писатель, член Франц. академии. Недолго служил в королевской гвардии. Сам С. считал себя чуть ли не первым драматургом своего времени; потомство взглянуло на дело иначе и присоединилось к едким насмешкам Буало над С. Число произведений С. весьма велико. Из пьес его более известны: "Lygdamon et Lydias" (1629), "Le trompeu r puni" (1631; местами чувствуется влияние пасторального романа д'Юрфе "Астрея"), "La mort de C esar" (1636), "Didon" (1637), "Le prince deguise", "Le vassal gene reux" (пьеса в духе любимых романов того времени). В своих трагедиях или трагикомедиях С. старался по мере возможности соблюдать знаменитые "единства" и вообще являлся сторонником складывавшегося тогда "псевдоклассического" идеала; в комедиях он, наоборот, допускал большие вольности. В общем творчество С. как драматурга почти никогда не поднимается выше посредственности, хотя, быть может, его литературная деятельность иногда оценивалась слишком уж сурово и беспощадно. Лишенный истинного таланта, на каждом шагу прибегавший к подражанию другим авторам, он все же в ту переходную пору сыграл известную роль в деле создания новой, "правильной" французской драмы; во всяком случае его произведения были не хуже многих других, шедших тогда на сцене. Кроме драматических сочинений, С. принадлежат также поэмы: "Le temple" (1633) и "Alaric, ou Rome vaincue" (1654; в десяти песнях; преобладает высокопарно-безжизненный тон). Печальную известность приобрел С. своим враждебным и завистливым отношением к Корнелю, с которым он сначала был довольно близок. Когда появился корнелевский "Сид" и парижская публика была очарована этим произведением, С. выпустил свои "Observations sur le Cid", обвиняя знаменитого драматурга в том, что в его трагедии нарушены все правила, ее сюжет совершенно непригоден для драматической обработки, главные красоты ? плод заимствования и подражания, героиня отличается легкомыслием и распущенностью да и вся пьеса возмущает нравственное чувство. Придирчивая и педантическая критика С., старавшегося восстановить против Корнеля и Бальзака, и академию, не могла переменить взгляд публики на "Сида"; тем не менее ввиду интереса, вызванного этою полемикою, "Observations" выдержали три издания. Враждебное отношение С. к Корнелю более всего способствовало тому, что вся его литературная деятельность стала пользоваться лишь отрицательною известностью. ? Ср. Lotheiss on, "Geschichte der franzo sischen Litteratur im XVII Jahrhundert" (т. II, Вена, 1879).
Ю. В.