Значение БИЗЕ ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

БИЗЕ ЖОРЖ

(Bizet) Жорж (Александр Сезар Леопольд, при крещении назван Жоржем) (25.10.1838, Париж, - 3.6.1875, Буживаль, близ Парижа), французский композитор. Сын учителя пения. Десяти лет принят в Парижскую консерваторию, которую окончил в 1857. Ученик А. Ф. Мармонтеля, П. Циммермана, Ж. Ф. Э. Галеви, занимался также у Ш. Гуно. В консерватории неоднократно получал премии (по фортепианной игре, органу, композиции), в 1857 Б. присудили большую Римскую премия (за кантату 'Кловис и Клотильда'), давшую ему возможность три года провести в Италии. С 1860 жил в Париже. Из-за тяжёлых материальных условий занимался частными уроками, переложениями и корректурой сочинений других авторов.

Прирождённый драматург, Б. постоянно тяготел к музыкальному театру: написал около 20 опер (многие из них не окончены), в том числе 'Дон Прокопио' (1858-59, пост. 1906), 'Иван Грозный' (1865, не окончена, пост. 1946); 3 оперетты (оперетта 'Доктор Миракль' удостоена премии на конкурсе, организованном Ж. Оффенбахом, 1857), музыку к драматическому спектаклю. Б. привлекали сюжеты с элементами психологической драмы, острыми конфликтами. Ранние оперы Б. - 'Искатели жемчуга' (1863), 'Пертская красавица' (по роману Вальтера Скотта, 1866, пост. 1867, 'Театр лирик', Париж) - развивают традиции французской лирической оперы. Уже в этих сочинениях, отличающихся характерным для Б. мелодическим богатством, красочностью оркестровки, удобным для пения изложением вокальных партий, проявилось стремление композитора к народности, к жизненной правде. Реалистические тенденции более отчётливо выявились в одноактной опере 'Джамиле' (по поэме А. Мюссе 'Намуна', 1871, пост. 1872, театр 'Опера комик', Париж) и музыке к драме А. Доде 'Арлезианка' (1872). Две сюиты из 'Арлезианки' (первая составлена самим Б., 1872; вторая - другом композитора Э. Гиро, 1885) - яркий вклад в мировую симфоническую литературу. Наиболее выдающимся произведением Б. явилась опера 'Кармен' (по новелле П. Мериме, 1874) - одна из вершин оперного реализма 19 в. Музыка оперы отличается большой драматической силой, мелодической выразительностью, яркостью гармонии, пластичностью форм, богатством и одновременно прозрачностью оркестровки. Написанная в традициях французской комической оперы, 'Кармен' содержала разговорные диалоги. Позже, для постановки в Вене (осень 1875, когда Б. уже не было в живых) композитор Э. Гиро написал речитативы, заменив разговорные эпизоды. При первой постановке (1875, театр 'Опера комик', Париж) опера не была принята буржуазной публикой, но вскоре, после успеха в Вене, 'Кармен' стала, как предсказал П. И. Чайковский, 'самой популярной оперой в мире'.

Б. - автор оркестровых сочинений, в том числе симфонии-кантаты 'Васко да Гама' (1859-60), симфонии 'Рим' (1871, первоначальная редакция - фантазия 'Воспоминания о Риме', 1860-68); фортепианных пьес, романсов, песен и др.

Соч.: Письма, пер. с франц., под ред. Г. Т. Филенко, М., 1963.

Лит.: Брук М., Бизе, М., 1938; Хохловкина А., Жорж Бизе, М., 1959; Cuгtiss М., Bizet et son temps, Gen.- P., 1961; Robert F., Georges Bizet. L'homme et son oeuvre. [P., 1965].

Большая советская энциклопедия, БСЭ.