Значение слова СЕМЕНОВА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

СЕМЕНОВА

Семенова (Екатерина Семеновна) - знаменитая актриса (1786 - 1849),дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпусаЖданова, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкновеннокрасива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, пословам современника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтовый голосее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствовалиее успеху сила чувства и искреннее увлечете. С. появилась на рубеже двухтечений нашей драматической литературы, когда рабская подражательностьфранцузским трагедиям стала отживать, а романтическая драма тольконачинала нарождаться. Переходной ступенью этих двух течений былитрагедии Озерова. С. (с актерами Шушериным и Яковлевым) была соратницейОзерова в первых завоеваниях нового направления. Первым большим успехоми писателя, и артистки было первое представление траг. Озерова: "Эдип вАфинах" (1804). С. Т. Аксаков рассказывает, что во время представления"Эдипа", когда у С.-Антигоны насильно уводили отца, артистка до тогоувлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинов и убежала заотцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернутьее на сцену. Образование С., не только общее, но и сценическое, былоочень поверхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствовала удругих. Сперва С. разучивала роли под руководством начальникарепертуара, князя Шаховского; потом, заподозрив его в пристрастии кВальберховой, стала учить роли, пользуясь советами горячо ей преданногопоэта Гнедича; наконец, она много присматривалась к приемам гостившейтогда в Петербурге известной французской актрисы, Жорж. Но силу ей давалвсе же собственный талант. Петербургская публика разделилась напоклонников Жорж и С.; наиболее компетентные ценители отдавали пальмупервенства С. Сама Жорж жаловалась, что, при всей своей технике, оначасто чувствует недостаток. темперамента, всегда блещущего у С. Лучшиероли С. были в пьесах Эдип, Фингал, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред,Меропа, Медея, Семирамида, Федра. Она играла и в Шекспировскихтрагедиях, а также в Шиллеровской Марии Стюарт. Успех и поклонникиизбаловали С.: она иногда ленилась, иногда капризничала, чемуспособствовало и то, что она сблизилась с сенатором, князем ИваномАлексеевичем Гагариным, человеком очень богатым и пользовавшимся высокимположением как на службе, так и в литературных кружках. По назначениидиректором театров князя Тюфякина С. не вынесла его грубости и резкостии покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвовала влюбительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занялМайков, снова выступила на сцене. В 1826 г. С. окончательно простилась спубликой в трагедии Крюковского: "Пожарский". Появление нового родадраматических произведений, романтического направления, нередко писанныхпрозой, значительно повредило последним годам сценической карьеры С.Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и дажеза комические роли, но безуспешно. Переехав в Москву, С. согласиласьобвенчаться со своим покровителем. Дом Гагариных посещали многие прежниепоклонники С.: Пушкин, Аксаков, Надеждин, Погодин. В 1832 г. умер князьГагарин; последние годы жизни С. были омрачены семейными неприятностями.Ср. "Исторический Вестник" 1886 г., сентябрь. В. Крылов.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.