Значение САНД ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

САНД ЖОРЖ

(Sand) Жорж (псевдоним; настоящее имя и фамилия Аврора Дюпен, Dupin; по мужу - Дюдеван (Dudevant) (1.7.1804, Париж, - 8.6.1876, Ноан, департамент Эндр), французская писательница. Училась в английском католическом монастыре в Париже. В 1831, порвав с мужем, совместно с писателем Жюлем Сандо опубликовала роман 'Роз и Бланш'. Формирование С.-писательницы происходило в атмосфере общественного подъёма, вызванного Июльской революцией 1830. Её первый самостоятельный роман 'Индиана', подписанный псевдонимом Жорж Санд, опубликован в 1832: так называемый 'женский вопрос' перерастал у неё в проблему свободы человека. Романы 'Валентина' (1832), 'Лелия' (1833), 'Жак' (1834), пронизанные бунтарским индивидуализмом, поставили С. в ряды демократических романтиков.

С середины 30-х гг. С. увлекалась идеями сенсимонистов, христианским социализмом П. Леру , взглядами левых республиканцев. С. сталкивает своих героев с идеалами утопических социалистов. В романе 'Мопра' (1837) прозвучало осуждение романтического бунтарства; в 'Орасе' (1841-42) - развенчание индивидуализма. Положительных героев С. находит в народе, среди тружеников: столяр Пьер Гюгенен ('Странствующий подмастерье', 1840), мельник Луи ('Мельник из Анжибо', 1845), плотник Жаплу ('Грех господина Антуана', 1845). Вера в творческие возможности простых людей, пафос национально-освободительной борьбы, мечта об искусстве, служащем народу, пронизывает лучший роман С. - 'Консуэло' (1842-43). С. сочувственно рассказывает здесь о гуситском революционном движении .

40-е гг. - время наивысшего подъёма литературной и общественной деятельности С., она участвовала в издании социально-утопических, антиклерикальных, левореспубликанских журналов и газет. С. активно поддерживала рабочих поэтов, пропагандировала их творчество ('Диалоги о поэзии пролетариев', 1842). В романах 40-х гг. создана галерея резко отрицательных образов буржуа-накопителей (Бриколен - 'Мельник из Анжибо', Кардонне - 'Грех господина Антуана'). С. идеализировала в романах-идиллиях патриархальные деревенские нравы: 'Чёртова лужа' (1846), 'Франсуа-найдёныш' (1847-48), 'Маленькая Фадетта' (1848-49).

С. принимала участие в февральской революции 1848, была близка к радикальным кругам левых республиканцев (А. Барбес и др.), редактировала 'Бюллетень де ла репюблик' ('Bulletins de la republique'). Июнь 1848 разбил её утопические иллюзии. Она отошла от общественной деятельности, писала романы в духе ранних романтических произведений: 'Снеговик' (1858), 'Жан де ля Рош' (1859) и др., многотомную 'Историю моей жизни' (1854-55).

С 40-х гг. 19 в. С. была популярна в России. Ею восхищались И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, видели в ней союзницу в борьбе за освобождение человека.

Соч.: -uvres, nouv. ed., t. 1-16, P., 1848-49; -uvres choisies, P., 1937; Correspondance, t. 1-10, P., [1964-73]; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-18, СПБ, 1896-99; Избр. соч., т. 1-2, М., 1950; Собр. соч. т. 1-9, Л., 1971-74.

Лит.: Белинский В. Г., Полное собрание соч., т. 1-13, М., 1959 (см. указатель); Каренин В., Жорж Санд, ее жизнь и произведения, т. 1-2, СПБ - П., 1899-1916; Скафтымов А., Чернышевский и Жорж Санд, в его кн.: Статьи о русской литературе, [Саратов, 1958]; Моруа А., Жорж Санд, 2 изд., М., 1968; Реизов Б., Жорж Санд и крестьянско-плебейская революция в Чехии, в его кн.: Из истории европейских литератур, [Л.], 1970; Larnac J., G. Sand revolutionnaire. P., [1948]; Blanc A., Notre amie G. Sand, P., 1950; 'Europe', 1954, | 102-103 (спец. номер); Thomas G., G. Sand, P., [1959]; Salomon P., G. Sand, P., [1962]; Edwards S., G. Sand, N. Y., [1972].

И. А. Лилеева.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.