Значение СОРЕЛЬ ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

СОРЕЛЬ ЖОРЖ

(Sorel) Жорж (2.11.1847, Шербур, - 30.8.1922, Булонь), французский социальный философ, теоретик анархо-синдикализма . Окончил Политехническую школу и работал инженером в Перпиньяне; с 1892 занимался литературной и общественно-политической деятельностью. В 1895 (с П. Лафаргом и др.) основал журнал 'Le devenir social', с 1899 сотрудничал в международном социалистическом журнале 'Le mouvement socialiste'.

Философские взгляды С. эклектичны и сложились под влиянием А. Лабриолы , Ж. Э. Ренана , Ф. Ницше , А. Бергсона . В. И. Ленин критически оценил мировоззрение С., назвав его 'известным путаником' (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 310). Вначале С. считал себя представителем 'новой школы' марксизма. Но в дальнейшем выступил с критикой всех форм рационального познания и обоснования социально-политических программ (включая марксизм), противопоставив им анархо-синдикалистское учение о социальном мифе ('Размышления о насилии', 1906, рус. пер 1907). Миф, по С., - нечто интуитивно цельное, символически образное, не поддающееся разложению, необходимый элемент мировосприятия любой социальной группы. Он есть выражение воли к власти группы или класса, возглавляющего социальное движение.

С. отвергал институты буржуазного строя (демократию, мораль, систему образования и др.) и видел спасение европейской цивилизации, переживающей глубокий кризис, в социалистической революции. Однако революцию он рассматривал как спонтанный иррациональный порыв народа, движимого социальными мифами. Согласно С., в основе мифа о революции лежит идея этической ценности насилия, которое является движущей силой истории. Носители социалистических идей, по С., не партии, а профсоюзы (синдикаты).

Политические взгляды С. непоследовательны и противоречивы. Он критиковал парламентско-реформистский социализм (Ж. Жореса); вместе с тем был близок к различным лево- и праворадикальным группам (в частности, к националистической группе Action française). С. приветствовал Октябрьскую революцию 1917, назвав её утренней зарёй новой эры. Однако реакционные идеи, содержащиеся в работах С., оказали большое влияние на формирование итальянского фашизма и немецкого национал-социализма. Возрождение интереса к идеям С. характерно для современных идеологов левых и правых экстремистских групп во Франции, Италии и Латинской Америке.

Соч.: Le proces de Socrate, P., 1889; La decomposition du Marxisme, P., 1908; Materiaux d'une theorie du proletariat, P., 1919; De l'utilite du pragmatisme, P., 1921; D'Aristote a Marx (L'ancienne et la nouvelle metaphysique), P., 1935; Lettresa Paul Delesalle. 1914-1921, P., 1947; в рус. пер. - Социальные очерки современной экономии, М., 1908; Эволюция социализма, в кн.: Социальное движение в современной Франции, М., 1908.

Лит.: Малецкий Л., Жорж Сорель, 'Коммунистический Интернационал', 1923, | 24, 25; Лабриола А., Исторический материализм и философия (Письма к Сорелю), П.. 1922: Rossignol F., Le penseede G. Sorel, P., 1948; Berding H., Rationalismus und muthos. Geschichtsauffassungund politische Theorie bei G. Sorel, Munch. - W., 1969.

А. П. Огурцов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.