Значение ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

ИЕРУСАЛИМСКИЕ СОБОРЫ

1) Апостольский И. собор, в 51 г. по Р. Х. В Антиохии некоторые христиане, из бывших фарисеев, стали требовать, чтобы обращающиеся в христианство из язычников подвергались обрезанию и соблюдали обряды Моисеева закона. Это требование противоречило установившейся в церкви практике; тем не менее апост. Павел, с Варнавой и другими, из Антиохии отправился в Иерусалим, испросить на этот предмет указания. Находившиеся в Иерусалиме апостолы Петр, Иаков и Иоанн, совместно с прибывшими, составили собор из пресвитеров и братии. После "многих рассуждений", ап. Петр, напомнив, что ему первому пришлось послужить обращению ко Христу язычников, среди которых, несмотря на их необрезание, были многие знамения благодати Божией, и указав на то, что спасение в христианстве достигается верой в И. Христа и благодатью Духа Св., выразил мнение, что признать обрезание и обряды иудейские обязательными для христиан из язычников ? значило бы налагать на них напрасное бремя, от которого свободны даже христиане из иудеев. Затем Павел и Варнава рассказали о чудесах и знамениях, бывших через них между христианами из необрезанных. Ап. Иаков сослался на слова св. старца Симеона (Лук. II, 32), что И. Христос есть свет и для язычников, о чем предсказывал и пророк Амос (гл. IX, 11); поэтому от обращающихся в христианство язычников достаточно требовать, чтобы они воздерживались от языческих обрядов. Собор ("апостолы, пресвитеры и братия") составил в этом смысле, со слов апостолов Петра и Иакова, письменное определение, которое препровождено было в Антиохию (см. "Деян. Апост." XV). Этот апостольский собор послужил прототипом последующих соборов христ. церкви, как высшей инстанции для решения более важных вопросов, касающихся всей церкви. ? 2) И. соборы поместные, не имевшие общецерковного значения (постановления их не вошли в собрания соборных правил, сделанные для общецерковного руководства), были в 335 и 349 гг. ? против ариан, в 415 г. ? против пелагиан, в 516 г. ? против севериан, в 730 г. ? против иконоборцев. На соборе 516 г., более значительном (состоявшем из 45 епископов, под председательством патриарха Петра), были осуждены заблуждения Севера, Анфима, Зоары и др., причем собор лишь подтвердил мнения, выраженные в актах поместного собора константинопольского и в письме председательствовавшего на последнем патриарха Мины, и принял к исполнению императорский эдикт относительно названных еретиков. ? 3) Латинские И . соборы (первый ? в 1136 г., под председательством папского легата Альберика, и второй ? в 1142 г.) имели предметом разногласия между латинянами и армяно-григорианами. Результатом обоих соборов были некоторые уступки со стороны армянства и поправки в армяно-григорианских вероизложениях. ? 4) Особенно важное значение в истории церкви православной имеет И . собор 1672 г. при патриархе Досифее. Рассмотрев кальвинское вероисповедание, изданное будто бы константинопольским патриархом Кириллом Лукарисом от лица восточной церкви, собор признал его не принадлежащими перу Кирилла, и рядом выписок из подлинных сочинений последнего (+ 1638) доказал, что он был энергическим противником протестантизма. Тот же собор признал составленное киевским митрополитом Петром Могилою "Православное исповедание" символической книгой всей православной восточной церкви.

Н. Б.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.