Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле такназываются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешениявопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства,управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В правекаждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особыеспециальные признаки, указывающие на личный его состав и объемведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами вточном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви,составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, дляутверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, дляустановления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; вримско-католической - соборами епископов, прелатов и докторов подпредседательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, илиуполномоченных от него - для регулирования дел веры, религиозной жизни идисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов ипредставителей от общин церковных и правительства для совещаний повопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали вцеркви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторыхсамостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуюти в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах.Основание для существования в строе церкви соборов заключаются ввероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15 - 20; Иоан. XVII, 17,21 - 26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян.гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципахисторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы,возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут бытьиначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - sunodoi,по-русски - С., полатыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч.,означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В историихристианской церкви различаются две главные категории С.: вселенские ипоместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимаетсяцерквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.;но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значениемвселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаютсяс тем же значением в прочих церквах. Поместными ( topicai sunodoi ) иличастными (S. particulares) С. в православных, римско-католической,армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквахназываются собрания епископов и других иерархов какой-либо однойместной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, иликакой-либо определенной ее области (страны, государства, местности,провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих вее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, аравно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось вистории по условиям времени, места и обстоятельств политической,народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось вразличных странах мира и в различные времена; вместе с темразнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей ицерковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковныеучреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, ноне в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разныевремена в своих частных названиях, в организации, в значении и объемеведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением началаколлегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и вкаждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеютсвою историю, исходным началом которой служит законодательствовселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются погородам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский,арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическомуположению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточнойцрк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили(С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т.п. ), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), понародностям (С. русской, сербской, румынской церквей), повероисповеданиям (С. православной, римско-католической,армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей илицерковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные,монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские,народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие,меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней Россиибыли временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские,московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и "изприлучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных С.учрежден был при местоблюстителе "освященный С." постоянный, а в 1721 г.- св. прав. синод. Созывание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь вновейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархийдля совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь заадминистративным учреждением лавр название "духовного С.". Вармяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшеецерковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом.По уставу ев.- лютеранской церкви в России, существуют синоды в округахпробстских и консисториальных и генеральный синод ев.- лютеранский. Вправе римскокатолической церкви, кроме вселенских, различаются С.национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi).Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церквивселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новыевремена - светскими законодательствами, при участии органов церковнойвласти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объемвласти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениямии статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения,санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; нопринципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместныхцерквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти вовсех христианских странах, в особенности с населением православного,римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборамцерквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается, вопределенных местным законодательством церковным или государственнымпределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок в местнойцеркви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности -издавать правила, составлять проекты правил для представленияправительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные собщим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререканиякасательно прав, отношений и предметов церковных, судить высшихиерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах -избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределениевидов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящеевремя весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквахпостоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти встране; в церквах константинопольской, сербской и румынской вавстрийских владениях законодательная церковная власть принадлежитнародно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная -особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высшихинстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную отсоборной власти. В немецких протестантских территориальных церквахсинодам в новейшие времена дана определенная организация, спредоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительноцерковного устройства и управления, для представления правительству;административная и судная власть оставлена за церковными советами иконсисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквейимели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в тойобласти, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторыхпоместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание,были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскоюцерквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются ив настоящее время источником права. Во всех православных поместных и вармянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. :анкирского (314 - 315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340),антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347),карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. Вримскокатолической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь изперечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.).Историческое значение местных С. в развили церковного права каждойвероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния нацерковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церквисуществуют сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср.Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866); Zhishman, "О С. восточныхцерквей" (1867); Hefele, "Conciliengeschichte". М. Горчаков.
Значение слова СОБОРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое СОБОРЫ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012