Содержание: внешняя история папства. Папские выборы. Список пап. Развитие теории папской власти.Внешняя история. Титул "Папа" (греч. ?????? = отец) до конца V в. употреблялся как почетное наименование всех епископов; с конца V в. он относился, главным образом, к римскому архиепископу, а с 1075 г. — исключительно к нему. Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римск. церкви (см. Пасха). В III в., римск. еп. Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II ст. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии. Приматство римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима: Папа жил в "вечном" Риме, столице мира. Римские императоры были и верховными жрецами: название это — Pontifex maximus — перешло к П., который как бы взял в свои руки наследие императоров. Еще большую силу имело религиозное оправдание первенства Рима. По установившемуся преданию, римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом; отсюда выводилось, что учение Христа сохранилось в полной чистоте только в Риме. Как апостол Петр — первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и Папа должен быть главой всех епископов. Основывая свои государственные права на преемстве власти от ап. Петра, Папы и владения свои называли наследием Петра (Patrimonium Petri). На поместном сардиникийском соборе 347 г. Папе Юлию II были предоставлены значительные права: к Папе могли поступать жалобы от всех церквей, он имел право назначить новое следствие. Авторитет пап особенно увеличился во время возникновения ересей. Запад, вообще, мало принимал участия в богословских прениях, глубоко волновавших Восток, с его эллинистическим складом ума. Зап. церковь отличалась твердостью в сохранении преданий, духом единомыслия и церковным послушанием. Папа во время ожесточенных распрей непоколебимо держался никейского символа веры. Он становится судьей догматических споров; к нему обращаются императоры и патриархи. Хотя представителей западной церкви было мало на вселенских соборах, но к мнению пап относились с большим почтением. Возвышению П. содействовало и географическое положение Рима, как центра между Западом и Востоком. С IV до VIII в. П. оказало очень много услуг Риму и Италии, поэтому оно быстро приобретает политическое влияние. В начале V стол. Папа Иннокентий I (402—417) впервые резко обосновал религиозный авторитет римской церкви, провозгласив, что источник власти Папы — верховенство ап. Петра. Он настаивал на том, что Папе принадлежит право разрешать вопросы о догматах и всякие другие церковные споры. Первым из знаменитых пап был Лев Вел. (440—461). В его лице Папа явился объединителем власти и нравственного влияния церкви, руководителем вселенной. Преемники Льва (Геласий, Симмах) воспользовались его трудами и развили учение о превосходстве духовной власти. С падением Зап. Римской империи Папа остался первым лицом в Риме, главным представителем христианских народов не только в церковном, но и в политическом отношении. Весь авторитет, который приобрел Рим в течение веков, сосредоточивается на Римском Папе. Папы настолько были влиятельны, что варвары, разрушившие империю, из язычества или арианства обратились в католичество. Особенно важное значение для усиления папского авторитета имело обращение франков, при Хлодвиге (496), прямо в правоверие. С V в. столкновения римских пап с восточными епископами сделались особенно резкими. Уже на соборе халкедонском представители римской церкви требовали признания верховенства пап в религиозных распрях. В конце V в. возник спор между Папой Феликсом и патриархом констант. Акакием, сделавший отношения между церквами греческой и римской очень натянутыми.VI стол. было тяжким временем для П. Сначала, в эпоху готских войн, на папский престол влияют короли-варвары, потом, в эпоху византийской власти над Италией — император, который считал себя единственным и всемирным владыкой, а потому подчинил себе и церковные дела. Римские епископы назначались императором, в зависимости от придворных партий. Когда Папа Агапет (535) протестовал против назначения Юстинианом Аноимия патриархом Константиноп., то император пригрозил ему изгнанием. На глазах всех схватили Папу Сильверия и лишили сана. Преемник его, Вигилий (537—555), обвинялся в непристойных интригах, в жалкой угодливости перед императором. Тем не менее П. в это время усилилось. Запад вполне сочувствовал римской церкви, порицал еретиков-королей и вмешательство Константинополя. Еще при Теодорихе Папа считался как бы представителем Ниж. Италии. Во время византийского господства римский еписк. принимал деятельное участие в администрации и суде, наравне с экзархом управлял Италией, был полным хозяином в Риме, его влиянию подчинялись и гражданские власти. Нашествие лонгобардов еще более укрепило авторитет пап. Пелагий II (579—590), выбранный Папой в критический момент осады варварами Рима, усиленно обращался за помощью к императору Маврикию, но безуспешно. В то время, как на Рим обрушились все несчастия — голод, болезни, наводнение, буря, лонгобарды — Папой избран был знаменитый Григорий I Великий (590—604), подготовивший для П. блестящую будущность (см.). Аскет-правитель, Григорий был выразителем всех стремлений П. того времени. Он был "раб рабов Божиих" и "консул Бога". Он увеличил богатства римского епископа и укрепил его нравственный авторитет, высоко подняв его власть, сделавшись защитником населения. Невзирая на желание византийского наместника, Папа заключил мир с лонгобардами, платил жалованье солдатам и контрибуции лонгобардам из церковных сумм. Положив основание примата пап над Западом, Григорий возвысил монашество и сделал его послушным орудием св. престола. Папа не только был полным хозяином Рима, но в его руках сосредоточились громадные земли — в Галлии, Далмации, Африке, Азии. Он придал и внешний блеск католичеству, установив его обрядность. Преемникам Григория Вел. предстояло много трудов, так как им угрожали и византийцы, и лонгобарды. В VII в. Папа находится в сильной зависимости от византийского императора. До 685 г. вновь избранного Папу утверждал император; с 685 г. он передал это право экзарху. Большинство пап VII в. — греки или сирийцы. Однако Папы энергично отстаивают православие в спорах с монофелитами и монофизитами. Когда император Константин II издал в 648 г. декрет, запрещавший спорить о том, одна или две воли во Христе, Папа Мартин I на латеранском соборе осудил указ императора (649) и отказался подчиниться экзарху, за что был сослан в Крым, где умер в изгнании. Столкновения с папами продолжались и при имп. Юстиниане II. Папа Сергий (687—701) нашел сильную поддержку в населении Италии и П. искусно пользовалось ею в борьбе с иконоборством. В 728 г. Лев Исаврион, император-иконоборец, попытался силой привести в исполнение свои эдикты против иконопочитания. Он велел схватить Папу Григория II и отправить его в Константинополь, после того, как Папа отказался от исполнения эдиктов. На защиту П. поднялся народ. Римляне соединились с лонгобардами; была объявлена война между империей и Папой. На соборе в Риме Григорий возбуждал соседних епископов к сопротивлению и делал через них воззвания к народу, который собирался провозгласить другого императора. Отказаться от империи, значило, однако, отдаться в руки лонгобардов, король которых Лиутпранд в качестве защитника Папы захватил город Сутри, принадлежавший римскому дукату. Этим захватом король показал, что вовсе не признает за Папой политических прав, а защищает его лишь как римского епископа. После усиленных просьб Лиутпранд вернул Сутри Папе в виде дара апостолам Петру и Павлу. Григорий III (до 741) продолжал борьбу с иконоборством. Новые столкновения с лонгобардами заставили Папу обратиться за помощью к Карлу Мартелу (741); Папа Захарий I в этих же видах (750) одобрил намерение Пипина Короткого сделаться королем, а его преемник Стефан II заключил с Пипином союзный договор, имевший громадное значение для судеб П. и западноевроп. государств. Он помазал на царство Пипина и его двух сыновей и получил дарственную запись, признававшую за ним светскую власть над Италией и островами. Договор был составлен, по-видимому, на основании подложного документа, известного под именем "Вена" или "Дара Константинова" (см.). Пипин, облеченный званием патриция, получил как бы право опеки над церковью и сделался покровителем папского престола. Предприняв два похода в Италию, он передал в руки Папы ключи от 22 городов, Равеннский экзархат, римский дукат и Пентаполь (756 г.). Папа сделался светским государем. Это быстро деморализировало П. Внутреннее противоречие аскетического идеала со светской властью явилось опасным врагом нравственной чистоты пап. Трудно было сохранить и приобретенную светскую власть. Стефану II и Павлу I (757—767) пришлось защищать ее не только от императора и от лонгобардов, но и от нового врага — римской аристократии, когда-то поддерживавшей П. Звание Папы сделалось соблазнительным для герцогов, баронов, желавших сделать Папу игрушкой в руках дворянства. Герцог Тотон хотел убить Павла I, а после его смерти — возвести на престол своего брата. Помощь против аристократии П. нашло в средневековом императоре. Карл Великий рано начал вмешиваться в церковные дела. Он председательствовал на Франкфуртском синоде 794 г., руководил прениями, несмотря на присутствие папских легатов и т. п. Завоевав лонгобардское королевство, Карл присоединил его к своим владениям, а не отдал Папе. Во время междоусобий в Риме, когда Папа Лев чуть не погиб, Карл явился судьей Папы, и Лев III был оправдан. Результатом соглашения между Папой, сановниками и королем было коронование Карла Великого (800), который занял место византийского императора по отношению к Папе. Следствием восстановления Римской империи был разрыв между Востоком и Западом. Как "светский глава католического мира", Карл возвышает духовную власть Папы. Римский император и Папа — два меча, "которые Бог ниспослал на землю для защиты христианства: духовный меч — Папе, светский — императору". Они должны совместно водворять на земле царство Божие. Не довольствуясь духовным владычеством, Папы начинают стремиться к господству и над государствами, из-за чего вступают в борьбу с императорами, королями и епископами. Когда Папа Лев III самовластно казнил нескольких римских вельмож, Людовик Благочестивый заставил его смириться. Папы вообще ловко пользовались обрядом коронования, стараясь провести то убеждение, что коронование Папой необходимо для императора.В XI в. папская власть настолько окрепла, что Пасхалий I (817—824) уже обошелся без утверждения императора. Идея о превосходстве духовной власти над светской постепенно становится господствующей. Папа принимает на себя роль судьи в делах императорского семейства. В споре сыновей Людовика Благочестивого Григорий IV принял сторону Лотаря, выставляя себя посредником, желающим прекратить раздоры. Ему пришлось, однако, столкнуться со стремлениями к независимости, возникшими в среде франкского духовенства. Франкские епископы, освободившись от светской власти, задумали освободиться и от Папы, и повиноваться только своему франкскому митрополиту. Когда Григорий IV принял сторону Лотаря, местные епископы объявили ему, что откажут ему в послушании и даже грозили отлучить его от церкви, если он будет упорствовать во вражде против Людовика. Эти стремления местных церквей к независимости не имели успеха. Вала, аббат корбийский, поддержал растерявшегося Папу, доказывая, что Папа есть единый охранитель мира в церкви, что он имеет власть суда над епископами, а сам не подлежит ничьему. Это — те же идеи, которые высказаны в подложном документе IX в. — лжеисидоровых декреталиях (см.), окончательно подорвавших самостоятельность национальных церквей. По декреталиям папская власть выше всего на свете; ей должны подчиняться не только митрополиты и епископы, но даже соборы и императоры. Замечательным выразителем стремлений П. IX в. был Николай I (858—867). В своих многочисленных письмах он высказывал мысль, что П. занимает мировое, центральное положение. Он унизил императорскую власть, показав в деле Лотаря II, что церковь может привлечь к своему суду и коронованных особ. На основании лжеисидоровых декреталий ему скоро удалось утвердить свою верховную власть над всеми странами Зап. Европы. Папа стал рассылать во все стороны своих легатов учреждать примасов. Протест Гинкмара реймского, пытавшегося отстоять права свои и своей национальной церкви от притязаний П., не имел успеха. Николай торжественно короновался папской тиарой в 1054 г. Достигнув большой силы на Западе, П. заявляет свои притязания и на Восточную Церковь. В Константинополе тогда происходили сильные замешательства иерархические, с помощью которых П. надеялось подчинить Восточную Церковь своему влиянию. Дело о низложении Фотия возбудило горячую переписку между Константинополем и Римом, и этим было положено начало разрыву между церквами, окончательно совершившемуся в XI в. Первые преемники Николая I действовали довольно удачно. Иоанн VIII (882) распорядился императорской короной после смерти Людовика II и короновал Карла Лысого заявив, что право располагать императорской короной принадлежит П. Своими многочисленными постановлениями в пользу епископов он упрочил солидарность интересов П. и епископов. После смерти Иоанна VIII настало глубокое политическое и нравственное падение П., длившееся почти два века. В Италии усилились раздоры; владения П. сделались предметом феодального раздробления. Судьба папства переходит из рук аристократических партий в руки иноземной власти. Большинство пап в промежуток с 882 по 1046 г. безнравственны и ничтожны. С 882 по 962 г. П. находилось в зависимости от Сполетских и Фриульских герцогов, которые вовлекали П. в свои распри. Распутные женщины возводили на папский престол своих любовников. В начале Х в. в восемь лет было возведено и низвергнуто 8 пап. Общая разнузданность Х-го в., утонченный разврат, жестокость — все это отразилось и на П. Невежество, безнравственность, грубое суеверие, религиозный индифферентизм характеризуют П. этого столетия. Почти всю первую половину Х в. престол находится в руках знатных, безнравственных римлянок Феодоры и дочерей ее Марозии и Феодоры, так что весь этот период называется правлением блудниц. Большинство из пап умирало преждевременной смертью: Иоанна Х задушили, Бенедикта VI (974) удавили и т. д. Безнравственность на престоле достигла ужасных размеров. Иоанн XII завел открыто гарем, пил за здоровье дьявола, играл в кости, совершал в конюшне обряды рукоположения. Бенедикт IX сделался Папой 12 лет от роду; так как жениться, будучи Папой, ему не удалось, то он выгодно продал папское место. Была составлена легенда, будто на папском престоле сидела женщина, под именем Иоанна VIII. Из своего унижения П. поднялось на некоторое время благодаря своему союзу с императорами Оттонами I, II и III (962—1002). Основная идея отношений между П. и империей осталась та же, что и при Карле Вел.: императоры были опорой и защитой П. Но Папа так поставил дело, будто бы эта роль защитника Рима и Папы добровольно присвоена императорам; отсюда — не право, а обязанность императора защищать П. В этот промежуток времени П. чувствует себя гораздо свободнее, чем при Каролингах; отношения его к императорам имеют характер союза, очень выгодного для П. Оттон Вел. утвердил за П., привилегией от 13 февраля 962 г., все владения, которые предоставлялись св. Петру и его наместнику: Рим, римское герцогство, равеннский экзархат и Пентаполь, Сабинскую область, некоторые города Тосканы и Кампании; кроме того Оттон обещал возвратить П. владения римской кафедры — Неаполь, Фунди, Гаэту, Сицилию. П. были предоставлены доходы из Тосканы и из сполетского герцогства, принадлежавшие прежде лонгобардским королям. Оттон хотел реформировать П., но встретил отпор со стороны римской аристократии, которая стремилась замещать престол своими кандидатами. Вследствие этого, при Оттонах I-м и II-м, между императором с его немцами и римлянами происходит упорная, иногда жестокая борьба. — После целой эпохи "порнократии", как называют 50-летний период П. во 2-й половине X в., появляется аскетический Папа. Оттон II возвел на римский престол немца, своего родственника, Григория V, который мечтал поднять церковь, покровительствовал клюнийскому ордену и удачно вмешался в брачное дело французского короля Роберта. Энергично принялся за исправление церкви Оттон III. Он сместил Иоанна XVI, выбранного римской знатью, велел ослепить его, отрезать нос, уши, язык и возить его в таком виде по улицам Рима, а на престол возвел знаменитого Сильвестра II (см. Герберт). Отличаясь политическим тактом и дипломатической ловкостью, новый Папа подчинил себе императора. В своем трактате: "В наставление епископам" он ярко изобразил упадок нравственности духовенства, провозгласил необходимость отмены симонии и поддерживал императора в его фантастических мечтах. Со смертью Оттона III (1002) могущество Папы пало. Снова П. стало жалким орудием в руках партий, не выдвигая ни одного выдающегося имени. Распри между маркграфом Ардуином Иврейским и графами Тускуланскими заставляли П. прибегать к старинному средству — к помощи королей. В пользу пап были предприняты походы немецкими королями Генрихом II и Конрадом II, но как только их войска удалялись из Италии, там возобновлялись прежние беспорядки. Анархия дошла до того, что в Риме очутилось трое пап — Бенедикт IX, Сильвестр III и Григорий VI. Тогда римское духовенство, чтобы восстановить порядок, призвало на помощь Генриха III (1046). По его требованию на Сутрийским соборе Папы были низложены, и на папский престол был возведен Климент II. С этого времени начинается возрождение П. Генрих III, воспитанник клюнийцев, давно мечтал о преобразовании церкви. Его планы вполне совпадали с новым религиозным движением — клюнийским (см. Клюни), оказавшим реставрации П. громадные услуги. При Льве IX, стороннике клюнийского движения, запрещены были симония (см.) и брак для белого духовенства (1049). В этих постановлениях видно уже влияние Гильдебранда, который проводил свои идеи и при следующих пяти папах. Григорий VII (см.), с его грандиозными церковно-политическими идеалами, определил своей деятельностью все дальнейшее течение истории П. (см. ниже, теория папской власти). От вмешательства императоров в выборы пап Гильдебранд, еще не будучи Папой, освободил римский престол тем, что Папа стал избираться коллегией кардиналов (Латеранский собор 1059 г.). С этого же времени римский народ лишился права избирать Папу. Здание римской всемирной теократии было завершено запрещением инвеституры, вследствие которого светская власть лишалась почти половины своих владений. Началась жестокая борьба за существование между П. и светской властью. Борьба эта, отразившаяся во всей Европе, но сосредоточивавшаяся, главным образом, в Италии и Германии, охватила все стороны общественной жизни. Григорий VII вызвал против себя оппозицию не только императора, оттесняемого на второй план, не только духовенства, недовольного целибатом, но и баронов, а также привилегированных и богатых граждан. Свои требования ленной зависимости Папа предъявил Англии, Испании, Богемии, Венгрии, Скандинавии, Польше, даже России, но, не имея возможности бороться со всей Европой, он занялся уничтожением империи. На его стороне были массы, ненавидевшие развратное духовенство, угнетенные феодалами крестьяне и фанатичные монахи, а также право отлучения — опасное оружие не только против светских и духовных феодалов, но и против императоров. Борьба Папы с Генрихом IV имела полный успех: император, отлученный от церкви, во власянице, босой, в зимнюю стужу, три дня умолял Папу о прощении (см. Генрих IV). Преемники Григория продолжали начатую борьбу настойчиво и успешно. Враждебная П. партия мало-помалу должна была смириться. В XII в. всюду были уничтожены браки духовных лиц. Вопрос об инвеституре продолжал, однако, возбуждать упорную борьбу. Пасхалий II предложил императору отказаться от инвеституры, а епископам — от всех светских владений. Исполнение такой программы было бы громадным переворотом, уничтожавшим созданный за последние три века порядок. Реформа Пасхалия потерпела неудачу; вормский конкордат 1122 г. (см. Генрих V) был компромиссом между императором и П. Светская власть потерпела ущерб, но теократия, в духе Григория VII, не осуществилась: связь духовенства с государством была сохранена. Неясность конкордата и теократические стремления П. были причиной дальнейшей борьбы П. с императорами, в которой П. одержало полную победу. Усилению западной церкви и П. много помогли крестовые походы. Во главе движения стали папы; благодаря многочисленным пожертвованиям отправлявшихся в Палестину князей и баронов, церковь приобрела громадные богатства. Влияние П. распространилось и на Востоке. Вновь образовавшиеся духовные рыцарские ордена (Иоанниты, Тамплиеры, Тевтонский орден) были могущественным орудием в руках П. Возвышению П. в этот период значительно способствовало и сильное развитие монашеского духа. Образовавшимся во второй половине XI и XII вв. новым монашеским орденам Папы предоставили всевозможные привилегии. Особенную услугу П. оказали нищенствующие ордена (см. Монашество). С их поддержкой П. окончательно сокрушило империю. Искусный и упрямый политик, Александр III смело выступил против Фридриха I, доказывая, что императорская власть есть бенефиция П., отлучил императора от церкви и повторил с ним каносскую сцену. Он покарал и английского короля Генриха II за его попытку ограничить папскую власть в Англии и за убиение Фомы Бекета. Полного триумфа П. достигло в лице Иннокентия III (1198—1216). При нем П. осуществило свои мечты о всемирной монархии: вся Европа склонилась перед папским престолом. По его словам, "папа занимает середину между Богом и человеком". В сношениях с королями он принимал тон ленного господина, с притязаниями на непогрешимость и в политич. делах. Папы стали вести себя по-царски, носили двойную, а потом тройную корону, выражались в буллах тоном государей. Иннокентий III управлял подвластными странами через своих легатов, законодательствовал на церковных соборах. С самого начала XIII в. Папы сделались совершенно самостоятельными владыками Рима. Импер. Оттон IV отказался от права патронатства над Римом (1201), за что получил, "милостию Божией и папской", сан короля. Пользуясь борьбой Оттона с Филиппом швабским, Иннокентий взял на себя роль судьи в Германии. Франц. король Филипп-Август объявил себя покорным Папе, Иоанн Безземельный тоже признал себя в ленной зависимости от Папы. При Иннокентии III П. с особенной энергией пытается влиять на Восток, чему значительно способствовали крестовые походы. В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами и главный центр православия на Востоке был сокрушен. Папа разослал во все страны миссионеров, писал письма к государям сербским и болгарским, к русским князьям, приглашая всех подчиниться Западной Церкви. В 1215 г. созван был собор, где, ввиду привязанности Восточной Церкви к своему богослужению, была принята новая система латинской пропаганды в православных странах, т. наз. униатская. Могущество П. было обосновано тем, что в каноническое право было введено учение о превосходстве папской власти над светской и о праве пап вмешиваться в дела государей. XIII в., в истории П. — блестящее торжество теократической идеи о господстве католической церкви на земле. Римский престол был верховным трибуналом для всех церковных, нравственных и политических дел. В своем стремлении к беспредельной власти П. видоизменило первоначальную миссию церкви. Христианская религия слишком материально понималась папством — и эта материализация церкви вызвала глубокую оппозицию. И религиозное чувство, и научная мысль, и светское государство соединились в борьбе против П. Последняя крупная победа П. состояла в уничтожении Гогенштауфенов, вместе с империей. Фридрих II, последний замечательный средневековый император, не мог выдержать борьбы, так как средневековая империя уже утратила свой смысл. Папы (Григорий IX и Иннокентий IV) восстановили против него множество врагов в Италии, в Германии, по всей Европе, предали его проклятию на лионском соборе (1245), проповедывали против него крестовый поход — и Фридрих смирился. Со времени казни Конрадина (1268) Папы не имели соперников в Италии. Германские Габсбурги признавали себя ленниками пап. Вследствие падения императорской власти и раздробления Германии на княжества папская курия полновластно хозяйничала в немецких землях.Культурное значение папства в Средние века было очень велико. П. сблизило народы Запада в одно громадное целое, дало Европе определенное миросозерцание, явившееся великой объединяющей силой; оно воспитывало, умственно и нравственно, средневековое общество. Папа держал в руках варваров-королей и варварские народы, вносил дух законности и призывал к идеалу христианской нравственности. Но эта высокая миссия П. продолжалась лишь до его решительной победы. Поднявшись на недосягаемую высоту, П. не могло удержаться на ней; уже в XIV ст. начинается его падение. По мере возрастания папского самовластия западная церковь утрачивала здоровые элементы. Могущество иерархии портило нравы духовенства. Отовсюду слышались жалобы на деспотизм, корыстолюбие курии и разврат. К церковным наказаниям привыкли; слишком уже часто прибегали к отлучению и интердикту. Народы Запада выходят из-под опеки пап и требуют коренных церков. реформ. В победе П. над империей уже содержатся признаки его разложения. Видимый упадок папской власти начался с Бонифация VIII (1294—1303), последнего крупного представителя средневекового П. Высокомерный и властолюбивый, глубокий знаток права, Бонифаций предъявлял те же притязания, как Григорий VII и Иннокентий III. Он вызвал на суд и объявил изменником Альбрехта Габсбургского, принявшего корону без утверждения Папы. Но ему пришлось претерпеть жестокий удар от Филиппа IV, французского короля. Борьба между церковью, с ее космополитической силой, утверждавшей, что она выше государства, и национальной силой государства была неизбежна. Поводом к разрыву был вопрос о налогах: Филипп не хотел, чтобы деньги из Франции шли в папскую казну, а Папа не желал, чтобы духовенство платило королю. Оба противника принципиально обосновали свои взгляды, основываясь на текстах Св. Писания. Точку опоры для противодействия непомерным требованиям П. Филипп нашел в национальном сознании страны и провозгласил королевскую власть независимой от П. Борьба окончилась знаменитой сценой в Ананьи (см.). П. было поставлено в полную зависимость от Франции. Одного из ближайших преемников Бонифация, Климента V, Филипп склонил переселиться в Авиньон, принадлежавший папскому престолу. Наступило время "Вавилонского пленения" пап (1308—1377), их рабской зависимости от французского короля. Это пленение сильно омрачило блеск П., которое утратило свое влияние на другие страны, хотя и не отказывалось от прежних своих притязаний. В уютном Авиньоне Папы вели такой образ жизни, что этот город стал настоящими "Вавилоном". Доходные юбилеи пап учащались, симония превратилась в постоянный источник папской казны, установлено было множество новых поборов со всех церквей. В руках пап скопились громадные богатства. Все это возбуждало против П. оппозицию и протесты, характеризующие собой переход от средних веков к новому времени. Светская литература принимает резко оппозиционный характер. Во всех странах Запада появляются защитники светской власти. Оппозиция против теократизма и универсализма католической церкви принимает характер политический, национальный и социальный. Когда Папа Иоанн XXII отлучил Людовика Баварского от церкви, на защиту императора выступили знаменитые ученые того времени. Марсилий Падуанский (см.) выдвигает против П. идею народовластия, как источник государственной власти. Это учение, имевшее представителей во всей Европе, нашло практическое осуществление в Германии. Государственные чины, в 1338 г., постановили считать империю независимой от П. В Англии П. играло роль противника политической свободы: Папа осудил Великую хартию вольностей и освободил короля от присяги на верность ей. При Эдуарде I общины заявили королю, что Папа неправильно распоряжается вакатурой епархий и аббатств. Политическая оппозиция папству особенно усилилась при Эдуарде III. В 1343 г. было запрещено обнародование папских булл, противных правам короля и его подданных; король Эдуард не признал за Папой Климентом VI право вмешиваться в его отношения к Филиппу VI французскому. Когда Урбан V потребовал в 1366 г. взноса дани Папе, Эдуард, с согласия парламента, отказался платить ее. Оппозиция против Папы со стороны государственной власти ведется с таким же успехом и в Италии, где в 1327 г. съезд гибеллинов объявил Папу еретиком. В борьбе с оппозицией пап прибегали к прежним средствам — инквизиции, проповеди крестовых походов, интердиктам, — но они оказывались запоздалыми. Светская власть ускользала из рук папства; оно обратилось к помощи кондотьеров. Общее недовольство заставило пап вернуться в Рим. Папа Григорий XI приехал из Авиньона в Рим (1377), где и скончался. По требованию римского населения, на его место был выбран в Риме Урбан VI, задумавший церковные преобразования. Французские кардиналы, привыкшие к распущенности авиньонской жизни, выбрали Климента VII. С этого времени начался "Великий раскол" в зап. церкви, продолжавшийся сорок лет. Римская и авиньонская курии выбирали каждая своего Папу (см. каталог пап). Одни страны Европы признавали Римского Папу, другие — авиньонского. Обе партии — римская и авиньонская — осыпали друг друга проклятиями и своими разоблачениями раскрывали миру позорные страницы из жизни пап. Раскол пагубно отразился на всех интересах П., подорвав его моральное и политическое влияние; многие переставали признавать за П. какие-либо верховные права. Идея соборной реформы, давно уже глухо проводившаяся, теперь сделалась общим требованием. Новый орган для церковной реформы — вселенский собор — должен был преобразовать и П. В первой половине XV в. были собраны соборы в Пизе (1409), Констанце (1414—18) и Базеле (1431—1449). План соборной реформы вышел из парижского университета: предполагалось ограничить папскую власть собором и установить автономные национальные церкви. Соборы окончились бесплодно, реформировать П. им не удалось. На пизанском соборе Григорий XII и Бенедикт VIII были низложены и выбран новый Папа Александр V, но низложенные Папы не отказывались от своих притязаний, так что явилось трое пап. Скоро Александр V умер (говорят, отравленный), а его место занял разбойник и злодей Балтазар Косса, под именем Иоанна XXIII (см.). По настоянию императора Сигизмунда был открыт констанцский собор (см.). Он прекратил схизму, но реформу церкви провести не мог. Новый Папа Мартин V заключил с нациями отдельные конкордаты и все оставил по-прежнему. Неудовлетворительность результатов констанцского собора побудила созвать в 1431 г. базельский собор (см.), начавший свои действия довольно энергично, но встретивший сопротивление в Папе Евгении IV, который созвал свой, феррарский собор — и базельский собор закрылся, подчинившись во всем Николаю V, преемнику Евгения. К концу XV столетия Папы сумели парализировать все постановления базельского собора, подрывавшие их авторитет. Так, Калликст III (1455—58) объявил все конкордаты уступками, сделанными Папой. Пий II (1458—64) отверг возможность аппелировать на Папу к собору. Причина бессилия соборной реформы заключалась в самой постановке вопроса: восставали против злоупотреблений, но не касались их источника, не затрагивали религиозного деспотизма пап, решили отрицательно вопрос о религиозной свободе; религиозная и моральная реформа была отодвинута на второй план. В XV и XVI вв. соборы продолжали собираться, но не имели никакого значения; они только усилили авторитет П. (собор в Мантуе 1459 г. при Пии II, два латеранских собора 1512 и 1517 гг. при Юлии II и Льве X). С внешней стороны, таким образом, П. одержало видимый перевес над оппозиционными стремлениями; но это была кажущаяся победа. Не встречая ограничений своему произволу, Папы сделались настоящими светскими государями и обратили религию в средство политического усиления. На папском престоле в XV в. сидят воины, политики, меценаты гуманизма и гуманисты. Политические интриги и светские интересы вполне поглощали жизнь пап, которые нисколько не интересовались делами церкви, а видели в ней лишь надежный источник доходов. Каждый Папа стремится обеспечить в политическом отношении свою родню; непотизм (см.) достигает возмутительных размеров. Состояние Италии в XV в. давало полный простор крайней неразборчивости в средствах и развило величайший цинизм, маскируемый лоском гуманизма. После Пия II, папы-гуманиста, на папском престоле сидят открытые развратники — Павел II, Сикст IV, Иннокентий VIII, всю жизнь занятый устройством своих незаконных 16 сыновей и дочерей за что был прозван "отцом отечества". В конце XV в. появился Александр VI, имя которого — синоним всякой низости и ужасающей безнравственности. Его понтификат прозван царством Венеры. За этим последовало царство Марса, в лице Юлия II (1503—13), кондотьера с головы до ног, лично предводительствовавшего своими войсками на войне. В лице Льва Х настало, кроме других царств, царство Минервы. "Добрый малый", любивший пожить, Лев X, судя по слухам, откровенно называл христианство прибыльной для духовенства сказкой. В 1516 г. он продал Франциску I право назначать епископов во Франции (болонский конкордат). При нем папский двор был самым веселым в Европе (Лев Х умер неоплатным должником). Гуманизм, сделавшийся модой и общественной силой, нашел горячего поклонника в Папе, вовсе не интересовавшемся церковью и религией. Симония при нем дошла до чудовищных размеров, потому что он постоянно нуждался в деньгах. Имп. Максимилиан вычислил, что доход римской курии во сто раз более, чем его собственные доходы. В конце XV в. архиепископ майнцский должен был платить в пользу П. за свой pallium 20 тыс. гульденов. Папские доходы покрывались поборами с мирян. В Германии даже сеймы имеют характер папских сеймов, открываемых папскими легатами. Глубокая деморализация, охватившая римскую курию, отразилась на всей западной церкви. Высшее духовенство утопало в роскоши и светских удовольствиях, низшее — в разврате и невежестве. Народ коснел в грубом суеверии. Монашество вследствие своей испорченности вызывало против себя религиозно-нравственный протест (немецкий гуманизм) и едкие насмешки (итальянский гуманизм). В конце средних веков господствует общее недовольство, отрицающее, прежде всего, политические и экономические основы церкви. Церковь погрязла в материализме и формализме. Культ святых получил полуязыческий характер, внешняя обрядность считалась главным средством угодить Богу, грех признавался формальным нарушением. В индульгенциях лучше всего выразилась беззастенчивая эксплуатация суеверия, производившая соблазн в обществе. В конце XV в. обличителем безнравственности духовенства явился Савонарола (см.), которого Папа Александр VI сжег. Еще раньше Виклиф в Англии и его последователи лолларды, Гус в Чехии и гуситы, множество еретиков и сектантов привели всю церковную жизнь в глубокое движение, которое окончательно разразилось над римской церковью в XVI в. Религиозная реформация (см.) была протестом против "порчи церкви" в "главе и членах". Быстрые успехи Реформации вызвали оживление католицизма, результатом которого была католическая реакция, последовавшая за реформациями протестантской и сектантской. Деморализация и дезорганизация, господствовавшие в католической церкви, обратили на себя внимание представителей католицизма особенно со второй трети XVI в., когда на папском престоле появляются энергичные личности. Главными деятелями реакции стали иезуиты (см.). Орден этот был попыткой восстановить средневековый католицизм, отступив лишь в области морали от строгой этики средневекового аскетизма. Одновременно с основанием ордена иезуитов учреждено было в Риме верховное инквизиционное судилище (1542), организована строгая книжная цензура и созван триентский собор (1545—1563), возродивший реакционный католицизм, возведший на степень догматов учения о главенстве пап и о чистилище, утвердивший безбрачие духовенства, причащение мирян под одним видом и т. д. До ватиканского собора 1869—70 гг. католическая церковь не созывала более общего собора, получив характер неподвижности, власть пап была безгранична. Постановления триентскаго собора были утверждены (1564) Папой Пием IV, но встретила сопротивление во Франции, Испании и Польше. Ужасным орудием реакции была инквизиция, во главе которой стал Папа Павел IV (1555—59). Вся вторая полов. XVI в. — эпоха внутреннего усиления П. Политика пап в эту эпоху сводится к союзу с католическими государями. При Пии IV началось полное подчинение папской политики Филиппу II. Пий V (1566—1572), фанатик и ревностный реформатор, аскет и враг еретиков, энергично преобразовал церковь в духе постановлений триентского собора: ходил в процессиях босой и без тиары, уничтожил непотизм, требовал строгости нравов от духовенства. Нарушителей папских прав и еретиков он предал анафеме знаменитой буллой "In coena Domini", вызвавшей протест всех католических государей. Таким же характером отличается и понтификат Григория XIII (1572—85), юриста, приведшего в порядок каноническое право и исправившего календарь. Одним из замечательнейших пап XVI в. был Сикст V (1585—1590), мечтавший возвратить папству прежний блеск и силу светских государей. С беспощадной жестокостью он подавил анархию в папской области. Политические тенденции Сикста V особенно умело поддерживали Климент VIII, признавший Генриха IV законным французским королем и высвободившийся из-под зависимости от испанского короля, и Урбан VIII, заявлявший притязания на всемирное владычество. Эти притязания в XVII в. были уже анахронизмом. В католических странах Европы высказывается стремление ограничить влияние пап не только в светских, но и в духовных делах. Влияние П. было сильно поколеблено признанием, по вестфальскому миру, религиозной равпоправности за протестантами Германии (1648). При Людовике XIV П., господствуя над обществом, отступило перед государством. Поддерживаемый французским духовенством, король восстановил независимость "галликанской" церкви во Франции (1682), несмотря на все протесты Папы Иннокентия XI (см. Галликанизм). Франция в это время волновалась спорами иезуитов и янсенистов (см.), составлявших оппозицию иезуитизму. Хотя П. осудило янсенистов, ни беспощадное разоблачение ими безнравственности иезуитов сильно подорвало авторитет папы, защищавшего иезуитов. XVIII в. — эпоха "просвещения" и "просвещенного абсолютизма" — был проникнут антицерковным направлением, и П. со всех сторон подвергается ударам. В литературе проповедывалось господство государства над церковью. Борьба нового государства с католицизмом и феодализмом приняла в этом веке решительный характер. Против ордена иезуитов открылся дружный международный поход. Отношения между папами и католическими монархами были очень натянутые. Всеобщая ненависть против иезуитов привела к повсеместному почти их изгнанию. Когда португальский министр Помбаль издал указ об изгнании иезуитов из Португалии (1759), Папа Климент XIII (1758—1769) издал буллу в защиту иезуитов. Буллу в Португалии не приняли; Помбаль прервал всякие сношения с Римом. За Португалией последовали Франция, Испания, Неаполь, Парма. Папа Климент XIII всеми силами защищал иезуитов, но его преемник Климент XIV, избранный враждебной иезуитам партией, осудил учение иезуитов и в 1773 г. издал буллу: "Dominus ас Redemptor", совершенно уничтожавшую иезуитский орден. Против П. во второй половине XVIII в. возникло сильное движение в Германии, где архиепископы пытались освободить национальную церковь от римского влияния. Особенно сильный удар папству нанес император Иосиф II, старавшийся сделать Австрию самостоятельной по отношению к Риму, а духовенство подчинить государству. В 1781 г. он запретил всем архиепископам, енископам и духовным владыкам в австрийских областях принимать без правительственного одобрения папские буллы, отменены были данные епископам от Папы полномочия относительно отпущения и разрешения грехов; некоторые папские буллы объявлены недействительными ("In coena Domini", "Unigenitus"). Епископская присяга требовала верности императору. Более 700 монастырей было уничтожено, а собственность их секуляризована; из ведения духовенства были изъяты книжная цензура и школы. Пий VI (1775—1799), после бесполезных просьб и простестов, решился сам предпринять поездку в Вену, чтобы повлиять на императора. Император с большим почетом принял Папу, но нисколько не изменил своих действий (1782). Французская революция нанесла еще более тяжкий удар П. Конец XVIII в. — эпоха крайнего унижения церкви. Борьба с католико-
Значение слова ПАПСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ПАПСТВО
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012