Значение АМВРОСИЙ (ХЕЛАЯ) в Православной энциклопедии Древо

АМВРОСИЙ (ХЕЛАЯ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Амвросий (Хелая) ( 1861 - 1927 ), католикос - патриарх всея Грузии , исповедник .

Память 16 марта (Груз.)

В миру Виссарион Хелая Засимович, родился в 7 октября [1] 1861 года в селе Мартвили Зугдидского уезда Кутаисской губернии. Начальное образование он получил в духовной школе в Самегрело , а в 1885 году закончил Тифлисскую духовную семинарию . В том же году он был рукоположен в священника . В 1887 году был определен священником в Сочи , а в 1892 году перемещен ключарем Сухумского кафедрального собора. В течение восьми лет священства он также преподавая грузинский язык в школах и руководил деятельностью различных благотворительных обществ.

В 1896 году он овдовел [2] , а в 1897 году поступил в Казанскую духовную академию . Учась в Казани , отец Виссарион принимал горячее участие в литературной и культурной жизни города, внимательно следил за грузинским национально-освободительным движением. Он изучал историю Грузии по первоисточникам и написал несколько исторических эссе, основанных на своих изысканиях. Его работа под названием «Борьба между христианством и исламом в Грузии» вызвала такой интерес у одного из профессоров, что тот предложил отцу Виссариону, развив тему, выдвинуть ее на соискание магистрской степени .

11 февраля 1900 года, будучи студентом академии, пострижен в монашество с именем Амвросий [3] . В 1901 году отец Виссарион закончил обучение в Казанской духовной академии и вернулся в Грузию. В 1902 году был определен настоятелем Челишского монастыря с возведением в сан архимандрита . Монастырь Челиши был одно время одним из центров духовного образования в Грузии, но постепенно слава его стала угасать, и к тому времени его школа была на грани закрытия. По благословению епископа Имеретинского Леонида отец Амвросий собрал в стенах семинарии ряд одаренных учеников и стал обучать их пению и чтению.

Много сил и энергии приложил он для собирания и реставрации древних рукописей монастыря Челиши. Однажды, идя по монастырскому двору, он обратил внимание на то, как гулко звучат его шаги, свидетельствуя о том, что внизу пустота. Он начал копать в том месте и обнаружил древнюю рукопись святого Евангелия. Так была найдена знаменитая грузинская святыня – Челишское Евангелие – рукопись IX – X века.

Архимандрит Амвросий активно выступал за предоставление Грузинскому экзархату статуса автокефалии . В связи с этой деятельностью с 1904 года [4] был переведен смотрителем Усть-Медведицкого духовного училища Донской епархии. Вскоре он вернулся в Грузию и в 1906 году стал членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Иоанно-Крестительской пустыни Грузинской епархии [5] .

Весной 1908 в Тифлисе Грузинский экзарх Никон (Софийский) был смертельно ранен шестью выстрелами в упор сделанными неизвестными в рясах священников. Хотя Амвросий и был сторонником обособления Грузинской Церкви, узнав о гибели архиепископа Никона он был так потрясён, что произнёс: " Потеряны христианские начала, сдерживавшие страсти человеческие; упала в людях вера и сказалась натура зверская – жажда крови своего ближнего. Вот пред нами жертва этого ужасного времени, нами переживаемого. Беспримерна такая жертва в истории христианской Церкви " [6] . Однако, в поднявшейся волне негодования обвинения в убийстве легли на ревнителей автокефалии Грузинской Церкви, среди которых архимандрит Амвросий был одним из первых. В 1908 году он был обвинен в причастности, лишен права служения, и в 1909 году сослан в Рязанский Троицкий монастырь , где находился под строгим надзором более года.

В 1910 году отец Амвросий был оправдан и разрешен в служении и был назначен настоятелем Старорусского монастыря Новгородской епархии где оставался до 1917 года.

В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и продолжил усилия по предоставлению автокефалии Грузинской Православной Церкви . Через несколько месяцев автокефалия была провозглашена. 15 октября того же года отец Амвросий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Чкондидского , а в 1919 году был переведен на Сухумскую кафедру .

7 сентября 1921 года Грузинским Церковным Собором митрополит Амвросий был избран католикосом - патриархом всей Грузии , с присвоением титула архиепископа Мцхетского и Тифлисского . 14 октября того же года состоялось его настолование в Мцхетском соборе .

Вскоре после его избрания в Грузии установилась советская власть и правительство начало гонения на Церковь: сотнями разрушались и разорялись церкви, множество клириков было арестовано, сослано, многие потом были расстреляны. 22 февраля 1922 года католикос-патриарх Амвросий, как верховный пастырь и духовный отец нации, обратился с меморандумом к участникам Генуэзской конференции, в котором он защищал права Грузинской Церкви и грузинского народа. Каждое слово его послания было проникнуто беспокойством за судьбу не только его отечества, но и всего человечества. Он убеждал своих адресатов, что нация и правительство, оторванные от христианских ценностей, не имеют будущего, и обращался за помощью. Выступление с таким меморандумом при большевистском режиме было беспрецедентным и католикос Амвросий был арестован. Вместе с ним 12 июня 1922 года арестовали и 9 членов патриаршего Совета.

Несмотря ни на что, католикос продолжал критиковать власти за попустительство актам святотатства, несправедливости и преступлениям. На одном из допросов святитель отвечал: « Исповедание веры – это духовная потребность любой нации, преследования лишь усиливают эту потребность. Будучи притесняемой, вера углубляется, усиливается и распространяется с новой энергией. Грузия не является исключением из этого универсального закона ».

10 марта 1924 года в клубе имени Плеханова в Тбилиси состоялся суд над католикосом Амвросием и 9 членами патриаршего Совета. Подсудимым вынесли 4 обвинения: 1) Отправка меморандума Генуйской конференции; 2) Скрытие церковных ценностей, которые большевики изымали для помощи голодающих; 3) Безотчетное ведение книг церковного имущества; 4) Не явление представителя Церкви во время передачи военного храма комсомолу и во время разрушения трапезной. Патриарху Амвросию вынесли дополнительное обвинение: сношения с иностранными государствами, и подстрекательво их на интервенцию. Ни один подсудимый не признал себя виновным. Патриарх Амвросий своё последнее слово закончил словами: " Дух мой принадлежит Богу, сердце - родине, а тело уступаю вам. Дщери Иерусалимские, не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших ( Лк. 23, 28 ) ". 19 марта был вынесен приговор: " Католикос Амвросий (он же Висарион Хелаиа), приговорён к лишению свободы на 7 лет, 9 месяцев и 23 дня в строгой изоляции, с конфискацией всего имущества ".

Но в конце того же года патриарх был амнистирован, также как и члены Синодального Совета, и ему дали право служить в Тбилисском Кашуетском соборе [7] .

Перенесенный тяжелый опыт оставил неизгладимый след. По некоторым данным католикос так и не вернулся к управлению Церкви, или же вскоре был вновь устранен от него [8] . 29 марта 1927 года в Тбилиси католикос-исповедник Амвросий скончался и был похоронен в Тбилисском Сионском соборе .

В 1995 году житие католикоса-патриарха всей Грузии Амвросия (Хелая) было рассмотрено на расширенном заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви . За выдающиеся труды на благо Церкви и грузинского народа он был канонизирован в сентябре 1996 года на Поместном Соборе Грузинской Православной Церкви как святой Амвросий Исповедник .

Труды

Помимо отдельных статей, помещенных в грузинских и русских периодических изданиях за 1887-1917 годы иногда под псевдонимами "Самурзаканели", "Коренбедиели" и "Амбери", им напечатаны:

Челишский вариант обращения Грузии в христианство , 1911 (по-грузински).

Путешествие по Раче в Лечхуму , 1915-1917 (по-грузински).

Перу Амвросия принадлежит ряд полемических статей в Петербургских Ведомостях за 1912-1917 годы (с 1914 года переименованных в Петроградские Ведомости ); в Сухумском Сотруднике Закавказской Миссии за 1912-1913 годы; в Тбилисской газете Закавказье в 1913 году и в Вестнике Грузинского Экзархата . В последнем он напечатал объемистую статью под названием: "По поводу статьи "Голос из Сухуми", вышедшую и отдельным оттиском в Тбилиси в 1906 году.

Из напечатанных его трудов интересен Дневник на 1909 г. , который он вел в Рязани.

Литература

Православный Собеседник , 1900, апрель, 477.

ФКМ (рукописный фонд Католикоса Мелхиседека III).

Использованные материалы

Machitadze, Zakaria, archpriest, Lives of the Georgian Saints , St. Herman of Alaska Brotherhood, 2006, 131-135. См. также житие по книге прот. Захарии в русском переводе Василия Томачинского:

http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...wdoc

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955

Скурат, К. Е., История Православных Поместных Церквей , «Глава I. Грузинская Православная Церковь»:

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=4506

Вениамин (Гомартели), монах, Летопись Церковных событий , "1922-1924":

http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1922-1924/

Григорян, Владимир, "Первый священномученик - Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского)", Русская линия , 19.III.2008:

http://www.rusk.ru/st.php?idar=26297

[1] По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955. В другом месте той же статьи указано также 7 сентября.

[2] Так по житию в книге прот. Захарии Мачитадзе. По http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955 - овдовел в 1893 году.

[3] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955. Скурат также указывает что он принял монешество будучи студентом третьего курса академии. В житии у прот. Захарии Мачитадзе, вероятно ошибочно, указано что он принял монашество в том же году когда окончил академию.

[4] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955. У прот. Захарии Мачитадзе - переведен в Россию в 1905 году.

[5] Так по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955. По прот. Захария Мачитадзе - поставлен игуменом Тифлисского Преображенского монастыря .

[6] Цитата по Григорян, Владимир, "Первый священномученик - Сто лет со дня убийства архиепископа Никона (Софийского)", _Русская линия_, 19.III.2008, http://www.rusk.ru/st.php?idar=26297

[7] Цитаты по Вениамин (Гомартели), монах, _Летопись Церковных событий_, "1922-1924", http://www.holyarchangelcandles.com/wordpress/2007/1922-1924/

[8] http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5955 указывает что он был устранен от управления Церкви с 12 января 1923 по 1927 год. Скурат приводит следущие данные - "Став католикосом, Амвросий занял недоброжелательную позицию как по отношению к русским приходам в Грузии, так и вообще к русским. Это вызвало недовольство иначе настроенного духовенства, и в 1926 году на совещании духовенства и мирян в Кутаиси католикос Амвросий был устранен от дел управления, хотя имя его и продолжали поминать в храмах."

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.