Значение слова ТИВЕРИАДА в Православной энциклопедии Древо

ТИВЕРИАДА

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Тивериада (Τιβεριάς, Tiberias, позже - Табарийе ), город на том же западном берегу Геннисаретского озера [1] , несколько южнее Капернаума .

По свидетельству Иосифа Флавия , город построен в 17 году по Рождестве Христовом правителем Галилеи Иродом Антипою в узкой равнине, в самой лучшей и красивейшей части Галилеи, и назван в честь тогдашнего римского императора Тиверия .

Ирод сделал Тивериаду своею столицею, построил великолепный дворец, храм, синагогу, амфитеатр и окружил город стеною. Была и еще причина, почему правители Галилеи любили жить здесь: близ города был целебный горный ручей. Так как местность, поступившая под город, была покрыта древними гробницами, которые при постройке домов были срыты, то евреи считали город нечистым, боялись селиться в нем, и в первое время он имел вполне языческий характер.

Был ли когда Иисус Христос в Тивериаде — из Евангелия не видно; несомненно только, что он был в окрестностях его и озера. О Тивериаде в Свящ. Писании упоминается трижды (Иоан. VI, 1, 23; XXI, 1). В окрестностях Тивериады Иисус Христос проповедовал и насытил пять тысяч слушателей пятью хлебами (Иоан., гл. 6).

Для евреев Ирод построил большую синагогу ; в ее помещении двумя поколениями позже происходили мятежные собрания галилеян во время великой войны с Римом. В Тивериаду были перевезены вместе с правительственной резиденцией архивы провинции; для гарнизона был построен замок, в арсеналах которого хранилось оружие для 70000 чел. В течение следующих 50 лет Тивериада была бесспорной столицей Галилеи и, за исключением Кесарии , красивейшим городом Палестины. Нерон подарил ее Агриппе младшему, который перенес столицу из Тивериады в Сепфорис .

После разрушения Иерусалима в 70 г. и особенно после основания на месте Иерусалима Элии Капитолины иерусалимские евреи во множестве переселяются в Галилею , населяют ее города и основывают здесь центр иудейства. В Тивериаде устраивается 13 синагог . Тивериадский синедрион становится для евреев высшею инстанцией в религиозных делах; высшая еврейская школа, перенесенная сюда из Иерусалима, делается центром еврейской учености. В школах Тивериады были собраны те постановления, которые образуют Мишну , главную часть талмуда .

При Константине Великом основал церковь чудесно обращенный в христианство еврей Иосиф; императрица Елена воздвигла здесь церковь о 12 престолах.

С 449 по 553 г. здесь было епископство. Император Юстиниан I обвел Тивериаду крепкими станами.

При халифе Омаре ( 637 ) город подпал под власть магометан . Крестоносцы ( I крестовый поход ) взяли Тивериаду и основали здесь церковь с кафедрою для Латинского епископа.

В 1187 г. город снова подпал под власть сарацин и с 1247 г. постоянно находился под их властью.

В XVI веке обитателями Тивериады были арабы, дико-воинственного характера; они обратили древнюю церковь в конюшню для скота; город лежал при них в развалинах, имея весьма незначительное народонаселение.

В первой половине XVIII столетия Тивериада вошла в состав владений известного Шейка-Дакхера, который на одном из холмов воздвигнул крепость и оградил город стенами.

Нынешний город — Табарийе — построен из развалин прежнего; со стороны озера он открыт, а со всех остальных сторон окружен высокими стенами и 20 башнями из черного базальтового камня. В 1811 г. это было не более как селение, в котором числилось около ста домов еврейских, 20 христианских и довольно много магометанских. Буркгардт насчитывал здесь до 4000 жителей, из коих половина евреев.

При вторжении Наполеона в Сирию , Тивериада была взята французами и некоторое время оставалась под их властью.

В 1837 г. город был разрушен землетрясением; уцелела только часть древней крепости со стенами домов; множество жителей погибло. Теперь видны здесь одни бедные хижины, построенные на развалинах города; вся местность представляет самый жалкий вид. Но евреи и доселе питают глубокое уважение к этому городу, наравне с Иерусалимом , Хевроном и Сафетом . Талмуд учит, что здесь обитал патриарх Иаков , что из озера Тивериадского явится некогда Мессия и что мир обратился бы в хаос, если бы евреи по два раза в неделю не воссылали своих молитв Иегове в этих четырех городах.

Настоящий город Табарийе грязен и имеет нездоровый воздух, почему путешественники весьма часто обходят его.

Литература

Прот. П. Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. IV, СПб., 1884);

А. П. Лопухин, "Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет" (СПб., 1895);

С. Терновский, "Очерки из церковно-исторической географии. Области восточных патриархов православной церкви до IX века" (Казань, 1899).

Источники

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/100/100780.htm

Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/13n/nikifor/encyclopedia/3791.html

[1] от которого и самое море получило название Тивериадского.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.