Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Церковные соборы (синоды, σύνοδοι, concilia) — собрания представителей Церкви , на которых обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Самое слово — συνόδός, по-русски — собор, по-латыни concilium, отсюда concile, Соncilien и проч., означает путь, по которому вместе приходят к одной цели.
В самом начале истории Церкви термин Σύνοδος употреблялся применительно ко всякому церковному собранию. Однако, в течение III века термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самый первый собор - апостольский собор , состоявшийся в Иерусалиме около 50 г. н.э. (Деян. гл. XV). Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к IV веку собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления.
Различают два вида соборов: вселенские и поместные . Вселенские соборы занимались решением вопросов вероучительных и дисциплинарных вопросов, касающихся всей Церкви, на этих соборах обычно присутствовали представители всех поместных Церквей. На поместных соборах решаются вопросы местного значения, поэтому состав участников определяется территорией, на которую простирается юрисдикция собора.
Разные христианские конфессии признают неодинаковое число соборов с значением вселенских, и не все соборы, признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих.
Поместными (τοπικαί σύνοδοι), или частными (S. particulares), соборами называются собрания епископов какой-либо одной местной, самостоятельной ( автокефальной ) церкви или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.
Деление вселенской христианской церкви на поместные, а равно каждой поместной церкви на области (епархии), совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств и разнообразилось в различных странах мира; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и их учреждений. Соборы или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской Церкви, как и в каждой поместной церкви, соборы имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства (т.н. эпохи Вселенских соборов).
Соборы называются
по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.),
по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (соборы восточной церкви, западной церкви),
по названиям церквей, в строй которых они входили (соборы константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.),
по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские),
по народностям (соборы русской, сербской, румынской церквей),
по вероисповеданиям (соборы православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей),
по титулам председателей или церковных учреждений (митрополичьи, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные),
по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные),
по их числу (великие, малые, большие, меньшие),
по продолжительности (временные, постоянные).
В древней России были временные соборы, называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались соборы великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных соборов учрежден был при местоблюстителе "освященный собор" постоянный, а в 1721 г. — св. прав. синод , которому были переданы полномочия патриарха. Созвание временных соборов с 1721 г. прекратилось; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного собора". Практика созыва церковных соборов в Русской Церкви возобновилась только в 1917 году, когда был созван Поместный собор , восстановивший патриаршество.
Как уже было сказано, постановления поместных соборов имеют обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных соборов древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православной, римско-католической и армянской церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права.
Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С.:
анкирского (314—315 гг.),
неокесарийского (315),
гангрского (ок. 340),
антиохийского (341),
лаодикийского (364),
сардикийского (347),
карфагенского (318),
константинопольских 394 , 864 и 879 гг.
В римско-католической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из перечисленных соборов и еще ельвирский собор (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных соборов в развитии церковного права оценивается по степени их влияния на церковную жизнь.
Литература
Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);
Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866);
Zhishman, "О С. восточных церквей" (1867);
Hefele, "Conciliengeschichte".
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/001/071/4/4400.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент