(Клод Gellee, Gelee, прозванный Клодом Лорреном ) ? знаменитый французский живописец и гравер пейзажей (1600-1682). Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравера на дереве в Фрибурге, в Брейсгау, он отправился, вместе с одним из своих родственников, в Италию; учился перспективе и архитектуре у Г. Вельса, в Неаполе, и усовершенствовался в пейзажной живописи под руководством Агостино Тасси, одного из учеников П. Бриля, в Риме, где, после того, протекла вся жизнь Ж., за исключением двух лет (1625-27), проведенных во Франции.
В своих ландшафтах, задуманных и исполненных в возвышенном, классическом стиле, Ж. стремился не столько к точной детальной передаче природы, сколько к выражению возбуждаемого ею поэтического чувства, старался производить впечатление красотой линий, уравновешенностью изображаемых масс, ясной градацией тонов в близких и дальних планах, эффектным контрастом света и тени, без нарушения, однако, существенных условий правды. С большим мастерством изображал он игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую легким туманом. В его творчестве можно различать две манеры: картины, относящиеся к ранней поре его деятельности, писаны сильно, густо, в теплых тонах; позднейшие ? более плавно, в холодноватом тоне. Фигуры, которыми обыкновенно оживлены его пейзажи, принадлежат, по большей части, не ему самому, а его друзьям Ф. Лаури, Я. Милю, Фр. Аллегри и Н. Колонбелю. Картины Ж. имеются почти во всех значительных галереях Европы. Особенно богаты ими общественные и частные коллекции Англии, Луврский музей в Париже, палаццо Дориа в Риме, Мюнхенская пинакотека, Дрезденская галерея и Императорский Эрмитаж в СПб.; в последнем их находится 12, в том числе "Четыре времени года", едва ли не самые замечательные из всех произведений художника. Движимый желанием оставить у себя воспоминание о картинах, выпущенных из его мастерской, или, быть может, с целью иметь документы для обличения множества спекулянтов, воровавших его сюжеты и подделывавшихся под его манеру, Ж. воспроизвел большинство своих пейзажей в рисунках, черченных пером и пройденных бистром, и составил из таких эскизов сборник, под заглавием: "Liber ventatis" (200 рисунков; находится ныне у герцога Девонширского, в Англии). Этот сборник был впоследствии (в 1774 г.) издан в гравюрах-факсимиле Р. Ирломом. Отлично владея гравировальною иглой, Ж. исполнил сам, в 1630-62 гг., сорок шесть гравюр со своих картин.
Ср. J. Р. Voiard, "Eloge historique de C. G." (Нанси, 1839); Ch. Blanc, "Histoire des peintres de toutes les ecoles"; M-me E. Pattison, "Cl. Lorrain, sa vie et ses oeuvres" (П., 1884).
A. С-в.