? публицист. Род. ок. 1850 г. в Донской области; в середине 70-х гг. принял участие в деятельности, направленной к ниспровержению государственного и общественного строя; от имени "исполнительного комитета" составил известную прокламацию, выпущенную после 1 марта 1881 г. В начале 1880-х годов писал в "Деле", где под псевдонимом И. Кольцов и И. К. появились статьи его: "Жизнь и печать" (1881, 2), "К вопросу об экономике и политике" (1881, 5), "В защиту интеллигенции" (1882, 4), "С низовьев Дона" (1882, 9 и 10), "Общественность в природе" (1882, 11 и 12), "Современное положение публицистики" (1882, 12), "Тирания политич. мысли" (1883, 3) и друг. По позднейшим признаниям Т., уже раньше 1 марта в нем зарождались сомнения относительно целесообразности революционной деятельности; тем не менее, уехав в начале 80-х гг. за границу, он стал во главе "Вестника народной воли" и только в 1888 г. открыто выступил против прежних идей своих в предисловии ко 2 изд. книги "La Russie politique et sociale" (1888). В общем книга принадлежала к тем, которые не разрешаются к обращению в России; но в предисловии доказывалось, что революция немыслима в России и что людям прогрессивного образа мыслей должно только стремиться к мирной эволюции. Брошюра (изданная по-русски и по-французски) "Почему я перестал быть революционером" (1888; 2 изд., M., 1896) сделала возможным возвращение Т. в Россию, где он стал деятельным сотрудником "Моск. вед." и "Рус. обозрения". Важнейшие статьи, появившиеся в этих органах, Т. перепечатал в ряде брошюр и книжек: "Начало и концы" (М., 1890), "Духовенство и общество в современном религиозном движении" (1893, 2 изд.), "Конституционалисты в эпоху 1881 г." (1895, 3 изд.), "Борьба века" (1896), "Демократия либеральная и социальная" (1896), "Единоличная власть как принцип государственного строения" (1897), "Знамение времени. Носитель идеала", "Земля и фабрика" (1899). Как для России, так и для Европы Т. видит единственное спасение в неограниченной монархии. Чтобы искоренить в современном русском обществе стремление к разным "социальным миражам", достаточно, по мнению Т., завести "умную и сильную полицию" ("Конституционалисты", стр. 28). Тон таких газет, как выходивший в 1881?82 гг. "Порядок" М. М. Стасюлевича, кажется Т. "кликами свободолюбивых рабов, распущенных многотерпеливым хозяином". Констатируя, что занявший в 1882 г. пост мин. внутр. дел гр. Д. А. Толстой "имел, несомненно, руку тяжелую, которая больно била, когда он считал это нужным", Т. всецело присоединяется к его политике и, намекая на прекращение "Порядка", "Голоса" и "Страны", находит, что эти представители "до крайности распущенной печати" и эти "явно противоправительственные органы требовали мер более энергических". Отрицая за кем бы то ни было, кроме правительства, право на регулирование общественной и государственной жизни, Т. требует такого же слепого повиновения авторитету в жизни духовно-религиозной. В своей брошюре "Духовенство и общество в современном религиозном движении" Тихомиров всякую попытку самостоятельного суждения в области религиозных вопросов провозглашает "самочинством"; нужно только "скромное обращение к церковному учению". Тихомиров глубоко возмущается тем, что в религиозных спорах иного интеллигентного кружка не услышишь других ссылок, кроме как на Хомякова, Достоевского, Леонтьева, Соловьева, словно "они имеют даже тень церковного авторитета". Для восстановления "правильного развития нашему обществу необходимо воспитание чувства веры и, стало быть, отрешение от чувствований, от глубоко ошибочной привычки рассудком самочинно искать религиозной истины". Католически-клерикальное желание Т. устранить самосознание мирянина из религиозной жизни вызвало горячие протесты даже на страницах "Гражданина" и "Церковного вестника".
С. В.