Значение ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

ПАВЕЛ КОЛОМЕНСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Павел (+ 1656 ), б. епископ Коломенский и Каширский , единственный из иерархов Русской Православной Церкви , принявший во время раскола сторону старообрядцев .

Выходец из нижегородских пределов - из села Колычево , Княгининского уезда, родился в семье священника.

Иноческое пострижение принял в Макариевском Желтоводском монастыре , а в 1636 году был назначен на должность монастырского казначея. Во второй половине 1640-х годов иеромонах Павел входит в московский кружок ревнителей благочестия , во главе которого стоял духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифантьев .

В 1651 году патриарх Иосиф поставляет отца Павла на должность игумена Пафнутьев-Боровского монастыря . В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, игумен Павел в числе других двенадцати достойных мужей входит в список кандидатов на первосвятительский престол.

7 октября [1] 1652 года новоизбранный патриарх Никон возвел игумена Павла в сан епископа Коломенского и Каширского .

Начались церковные реформы . На Московском Соборе 1654 года , хотя кандидатуры участников собора были подобраны патриархом и царем, епископ Павел, единственным из архиереев, открыто выразил свою приверженность к старым книгам [2] . Хотя он и подписался под определением собора относительно необходимости исправления книг, но сделал оговорку, в которой отрицал возможность и надобность изменения правил о поклонах [3] . Патриарх лишил его епископской кафедры без соборного суда и велел немедленно отправить в ссылку, к Онежскому озеру в Палеостровский монастырь , как сообщил о том Семен Денисов в « Винограде Российском » .

Однако здесь Павел, пользовался немалой свободой и продолжал проповедовать. Сохранилось старообрядческое «Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенского», в котором, в частности, говорится о некоем « великом соборе », состоявшемся по благословению Павла и некоторых других епископов в Куржецкой обители при игумене Досифее . На соборе было составлено жесткое определение: приходящих от «никонианской» Церкви крестить и рукоположения (т.е. священства) её не принимать. Не исключают, что активная роль Павла в Куржецком соборе послужила причиной того, что он был перевезен из Палеострова в Хутынский монастырь в Новгороде в 1656 году и был помещен под более строгий надзор.

Последние обстоятельства его жизни неизвестны. Диакон Феодор пишет следующее: «Павел же тот, блаженный епископ, начал уродствовать Христа ради ». По словам архиепископа Лазаря (Барановича) , Павел сошел с ума; Хутынский игумен и монастырская братия посчитали епископа Павла сумасшедшим, а потому решили не отягощать себя надзором за ним, предоставив ему полную возможность бродить в окрестностях монастыря, где ему вздумается. Свою свободу бродить в окрестностях Павел употребил на проповедь древних обрядов среди местных жителей. По рассказам старообрядцев, игумен Хутынского монастыря его «мучил».

Официальная версия того времени гласила: «Никто не видел, как погиб бедный: зверями ли похищен или в реку упал и утонул». Впоследствии, во время суда над Никоном на Большом Московском Соборе 1666 - 1667 годов, бывшему патриарху вменили в преступление извержение епископа Павла из сана собственной властью, без собора: "Да ты же, Никон , - говорится в соборном приговоре, - коломенского епископа Павла без собора, вопреки правил, низверг и обругал и сослал его в ссылку и там его умучил, и то тебе низвержение вменится в убийство" .

Согласно писанию диакона Феодора, «Никон же уведав, и посла слуг своих тамо в новгородския пределы, идеже он ходя страньствовал. Они же обретоша его в пусте месте идуща и похвативше его, яко волцы кроткую Христову овцу, и убиша его до смерти, и тело его сожгоша огнем». Согласно этой версии, 3 апреля 1656 года, в Великий четверг, Павел Коломенский был сожжен в срубе. Семен Денисов в « Винограде Российском » говорит, что Павел был сослан в Палеостровский монастырь , откуда был выслан в Новгород , где сожжен в срубе. Наконец, по словам протопопа Аввакума , Павел был сожжен.

В 1913 году постановлением нижегородско-костромского епархиального съезда старообрядцев Белокриницкой иерархии было положено поминать епископа Павла в молитвах как священномученика .

Источники

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения , Москва, 1960, 65.

Сказание о страдании и скончании священномученика Павла, епископа Коломенскаго , Сборная рукопись XVIII века, БАН, Собр. Дружинина, № 127, л. 266–276 об.

Литература

Панченко, А. М., Русская история и культура: Работы разных лет Санкт-Петербург, 1999, 401.

Макарий (Булгаков), митр., История русского раскола, известного под именем старообрядства , Москва, 1855, 249.

Филиппов, И., История Выговской старообрядческой пустыни , Москва, 2005, 88-89.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т. , Большая Российская Энциклопедия, 1995.

Статья Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона :

http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

«К 350-летию со дня мученической кончины епископа Павла Коломенского», сайт «Древлеправославной Поморской Церкви» Староверы , 3.IV.2006:

http://www.starover.religare.ru/article6022.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Павел_Коломенский

http://pl.wikipedia.org/wiki/Pawe%C5%82_III_%28biskup_ko%C5%...i%29

[1] По другим данным - 17 октября

[2] Согласно "Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона" - епископ Павел с самого начала реформ был враждебен Никону, был в близких отношениях к протопопу Иоанну Неронову , одному из главных сторонников старых обрядов и вождей раскола. См. http://gatchina3000.ru/brockhaus-and-efron-encyclopedic-dict....htm

[3] Так по "Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т., Большая Российская Энциклопедия, 1995". В современных источниках староверческой « Древлеправославной Поморской Церкви » дается другая версия. Согласно им – вместо подписи своей под соборными постановлениями епископ Павел написал: _«Если кто от преданных обычаев святой соборной церкви отъимет, или приложит к ним, или каким-либо образом развратит, анафема да будет»._ После этого якобы патриарх Никон избил Павла на соборе и сорвал с него мантию. См. «К 350-летию со дня мученической кончины епископа Павла Коломенского», обще-старообрядческий интернет-проект _Староверы_, 3.IV.2006, http://www.starover.religare.ru/article6022.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.