Значение ПАВЕЛ ПРУССКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ПАВЕЛ ПРУССКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Павел Прусский ( 1821 - 1895 ), архимандрит , известный деятель, писавший против старообрядческого раскола .

В миру Леднев Петр Иванович, родился 16 января 1821 г. в Сызрани в раскольничьей семье и сам в первую половину жизни принадлежал к расколу (по федосеевскому толку ), занимая в нем весьма видное положение как хороший начетчик .

Строгие меры имп. Николая I против старообрядчества заставили попечителей Преображенского кладбища в Москве подумать о создании нового центра где-либо в более безопасном месте. На средства кладбища Павел был отправлен в 1848 в Пруссию (отсюда его название «Прусский») и там устроил близ Гумбиннена старообрядческий Войновский монастырь в Экертсдорфе (Вост. Пруссия, ныне Польша , д. Войново на Мазурских озерах). В 1851 , вследствие раздоров в монастыре, он удалился на время в Климоуцы (близ Белой Криницы ), где основал малочисленную поморскую общину, но в 1852 возвратился в свой монастырь, которым и управлял 15 лет (до 1867 ), стоя во главе федосеевщины и пользуясь громкой известностью во всей России в качестве вождя старообрядчества.

Около 1856 г. изменил федосеевским воззрениям на брак и стал допускать новоженов на исповедь и общее моление, почему и был вызван в 1858 г. на Преображенское кладбище для объяснений, закончившихся разрывом.

В 1868 г. основал в Йоханнесбурге (ныне г. Пищ) типографию, в чьей обильной продукции преобладала литература в защиту бессвященнословного брака.

25 февраля 1868 он присоединился к единоверию . С этого времени все свои немалые знания и большую энергию он посвятил проповеди единоверия. Поселился в Москве в Никольском единоверческом монастыре и вскоре был сделан настоятелем.

Без преувеличения можно сказать, что он стал одним из самым известных миссионеров Русской Церкви. Находясь в зените славы, он вспомнил об оставленных им в Климоуцах поморцах и явился, чтобы просветить их единоверием . Ему с трудом удалось убедить малое число бывших своих последователей подчиниться синодальной власти - так был основан единственный единоверческий приход за границей.

27 апреля 1895 г. он умер и похоронен в Никольском единоверческом монастыре . После его смерти распространился слух о его тайном возвращении незадолго до кончины в федосеевское согласие .

Даровитый самоучка и знаток древнерусской и святоотеческой литературы, он писал легко, просто и доказательно, опровергая все пункты учения раскола. Большая часть его сочинений вышла несколькими изданиями, сделанными отчасти Святейшим Синодом . Особенно ценятся его подробные опровержения «Поморских ответов» Андрея Денисова и «Вопросов Никодима»; «Беседа с поповцем о 69 правиле Карфагенского собора», «Беседа с поморцем о Пирре» и др.

Труды

Архим. Павел (Леднев). «Краткое описание путешествия во св. град Иерусалим и прочие св. места». -М.: Братство св.Петра митр., 1884. -111 с.

Архим. Павел (Леднев). «Краткие известия о существующих в расколе сектах об их происхождении, учении и обрядах, с краткими о каждой замечаниями, архимандрита Павла». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1885. -88 с.

Архим. Павел (Леднев). «Замечания на книгу, известную под именем "Вопросов Никодима"». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1887. -187 с.

Архим. Павел (Леднев). «Замечания на книгу поморских ответов: С прил. замечаний на 21-й ответ в книге "Щит веры"». -М.: Братство св.Петра митр., 1891. -518 с.

Архим. Павел (Леднев). «Краткое руководство к познанию правоты святой церкви и неправоты раскола, изложенное в разговорах между старообрядцем и православным: [С прил. разговора о том, погрешают или не погрешают именуемые старообрядцы в догмах веры]». -М.: Синод. тип., 1894. -191 с.

Архим. Павел (Леднев). «Размышления при чтении апокалипсиса, изложенные в ответах на вопросы собеседника». -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1894. -234 с.

Архим. Павел (Леднев). «Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Ч.1-2. -4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1883.

Архим. Павел (Леднев). «Собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Ч.3. -4-е изд., -М.: Синодальная тип., 1888. -519 с.

Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.1. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1897. -631 с.

Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.2. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1897. -576 с.

Архим. Павел (Леднев). «Полное собрание сочинений Никольского единоверческого монастыря настоятеля архимандрита Павла». Т.4. -1-е посмерт. изд., -М.: Братство св.Петра митр., 1899. -605 с.

Полный список трудов архим. Павла можно найти на странице: http://www.pavel-prusskiy.ru/lib/soch_pavelprus.html

Литература

Иеромонах Прокопий, Иеромонаха Прокопия воспоминание о переходе о. Павла из раскола в православие и о своем присоединении к церкви. -М.: Братство св. Петра митр., 1886. -39 с.

Архиман. Григорий (Борисоглебский), Отец архимандрит Павел Прусский и значение его сочинений для полемики с расколом. -М.: "Странник", 1892.

Празднование двадцатипятилетия со дня присоединения к православной церкви архимандрита Павла. -М.: тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1893.

Колосов Н.А., Архимандрит Павел (Прусский): [Некролог]. -М.: Унив. тип., 1895. -20 с.

Колосов Н.А., Статья Н.Колосова в журналах "Братское Слово" и "Душеполезное Чтение" за 1895 год.

Ивановский Н.И., проф. КазДА, Памяти отца архимандрита Павла, настоятеля Московского единоверческого монастыря. -Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1895. -16 с.

Смирнов П.С., доц. СПбДА, История русского раскола старообрядчества. -СПб., 1895.

Субботин Н.И., проф. МДА, Ко дню первого годичного поминовения в бозе почившего архимандрита Павла [Прусского]: (Наша переписка за 1867-1879 гг.). -М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1896.

Филиппов Т.И., Три замечательных старообрядца: [Иеромонах Пафнутий, Павел Прусский, Иларион Егорович Ксенос]. -СПб.: Тип. М.Стасюлевича, 1899. -36 с.

Беренский Н., Архимандрит о. Павел (Прусский) и его противораскольничья деятельность. -Киев: Журн. "Миссионерское обозрение", 1899. -177 с.

Статья: "Павел Прусский". Энциклопедический словарь: В 86 т. / Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. -Репр. изд. -СПб.: ПОЛРАДИС, 1993.

Вургафт С.Г., Ушаков И.А., Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. -М.: 1996. Стр. 212-213.

Смолич И.К., История Русской Церкви 1700-1917. Часть вторая. -М.: Издательство Спасо-Преображенского Валамского монастыря, 1997. Стр.144.

Аквилонов Е.П., проф. СпбДА, протоиер., Ответ архимандриту Павлу : [по поводу его "Кратких замечаний" на нашу книгу "Церковь. Научные определения церкви и апостольское учение о ней, как о теле Христовом"]. -СПб: Тип. И.В.Леонтьева, 1905. -41 с.

Iwaniec E., Z dziejow staroobrzędowcow na ziemiach polskich. -Warszawa. 1977.

Iwaniec E., Droga Konstantina Gołubowa od starowierstwa do prawosławia. Karty z dziejów duchowości rosyjskiej w drugiej połowie XIX wieku. -Białystok. 2001.

Jaroszewicz-Piereslawcew Z., Starowiercy w Polsce i ich księgi. -Olsztyn, 1995.

Использованные материалы

Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.

http://semeyskie.narod.ru/en_p.html

http://www.pavel-prusskiy.ru/life/pavelprus.html

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.