Значение ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо

ФЕОДОСИЙ (ГАНИЦКИЙ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодосий (Ганицкий) [1] ( 1860 - 1937 ), епископ Коломенский и Бронницкий , священноисповедник .

Память 20 апреля в день кончины, в Соборе новомучеников и исповедников Российских

В миру Иван Федорович Ганицкий, родился 30 июля 1860 года в семье священника [2] Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда [3] Киевской губернии. По окончании Киевской семинарии Иван Фёдорович был назначен в 1882 году преподавателем Закона Божия при Ак-Шенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии.

С 1890 года он служил бухгалтером в Казенной палате. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года монах Феодосий был рукоположен в сан иеродиакона , а на следующий день – во иеромонаха с назначением настоятелем церкви при Таврическом епархиальном свечном заводе; 5 мая переведен в экономы архиерейского дома. 15 августа иеромонаха Феодосия назначили настоятелем Бахчисарайского Успенского скита , два месяца спустя, 13 октября, – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии, а 7 ноября 1900 года резолюцией епископа Таврического Николая (Зиорова) временно – благочинным всех монастырей Таврической епархии .

Согласно указу Святейшего Синода от 17 декабря 1900 года, иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена , а 28 декабря – переведен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря . 1 февраля 1901 года игумена Феодосия освободили от должности благочинного женских монастырей, а 29 июля 1903 года – и мужских. Вслед за этим – 11 августа 1903 года – он подал прошение, по которому указом Святейшего Синода был удален от должности настоятеля Балаклавского монастыря с назначением в братство Московского Покровского миссионерского монастыря .

Во время Русско-Японской войны , 10 апреля 1904 года, он отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви отряда Красного Креста при братстве во имя святой Евгении, на что получил благословение священномученика Владимира (Богоявленского) , митрополита Московского. В действующей армии игумен Феодосий со всем тщанием исполнял возложенные на него обязанности. 10 ноября 1905 года он возвратился в Москву , в Покровскую обитель, где был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий.

12 июля 1906 года был назначен казначеем Чудова монастыря .

В 1909 года игумен Феодосий стал настоятелем Московского Златоустовского монастыря . 25 марта он был возведен в сан архимандрита , а 14 декабря назначен благочинным Московских монастырей. В этой должности он пробыл вплоть до 1920 года, когда по распоряжению советской власти монастырь был закрыт.

Тогда святитель патриарх Тихон возложил на отца Феодосия новое послушание – служение Церкви в епископском сане. 18 мая 1920 года состоялась его архиерейская хиротония во епископа Коломенского и Бронницкого , викария Московской епархии . С этого времени и по 1929 год он служил в Успенском соборе Коломны и жил в доме соборного протоиерея Василия Пробатова [4] . Все время своего архипастырства на Коломенской кафедре владыка вел активную проповедническую деятельность, восстанавливал монашескую и вообще церковную, духовную жизнь, тем самым, вызывая раздражение советской власти. Коломенским ОГПУ была привлечена целая сеть осведомителей, в задачу которых входила тщательная слежка за владыкой. Многочисленные рапорты с донесениями о проповедях епископа Феодосия говорят о нестерпимой злобе как к владыке, так и к Церкви в целом. Однако в его вдохновенных речах не было никаких резких или оскорбительных выражений против существующего строя и даже простых намеков на политические обстоятельства того времени.

Однако причину для ареста все же удалось найти: в июле 1921 года в Коломне совершался ежегодный крестный ход в память избавления города от холеры и во время литургии диакон помянул всех погибших «от губительныя болезни», в том числе на первом месте «благоверного государя наследника цесаревича и великого князя Николая Александровича». Епископ Феодосий был сразу же арестован за поминовение членов царской фамилии. Но верующие отстояли своего епископа – собрали большое число подписей под прошением председателю Московской чрезвычайной комиссии об освобождении владыки Феодосия, и властям пришлось отступить.

Получив весной 1922 года воззвание патриарха Тихона об изъятии церковных ценностей из храмов и распоряжение раздать его духовенству для оглашения во всех приходах, владыка не дал своего благословения на прочтение воззвания в храмах. Летом того же года епископ Феодосий заявил о неприятии обновленчества и стал настойчиво порицать обновленцев. В декабре 1922 года владыка был арестован по делу патриарха Тихона и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве , где он пробыл до освобождения в 1924 году, пока дело не было прекращено Верховным судом СССР.

Епископ Феодосий, где бы он ни служил, поминал только местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и не поминал власти. Некоторая часть коломенского духовенства боялась следовать в этом за владыкой из опасения репрессий. В Коломне сложилась сложная и напряженная ситуация, и тогда владыка подал прошение митрополиту Сергию об увольнении на покой. 25 сентября 1929 года прошение было удовлетворено. Некоторые клирики, перешедшие в обновленческий раскол, оклеветали архиерея, и через месяц он был арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. Вместе с владыкой было арестовано 18 человек – в основном монахов Старо-Голутвина монастыря , единомысленных с владыкой священников, а также близких к нему мирян.

5 декабря 1929 года было зачитано обвинение, в котором говорилось, что: «он изобличается в том, что на протяжении своего пребывания в городе Коломне с 1924 года под прикрытием Церкви и борьбы с безбожием занимался организацией и объединением реакционно-монархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью; вновь стал восстанавливать распущенные в период революции монастыри, которые стали функционировать нелегально, прикрываясь общиной верующих. Руководителями отдельных организаций, монастырей, религиозных общин подбирались и назначались лица из числа непримиримых врагов советской власти, уже отбывавшие за свою контрреволюционную деятельность ссылку. Под общим его, Ганицкого, как епископа руководством и с его ведения из числа упомянутой группы лица вели скрытую и открытую контрреволюционную агитацию… » Выслушав, владыка написал: « В обвинении, мне объявленном, ни в чем себя не признаю виновным, ибо оно голословно и бездоказательно ».

3 февраля 1930 года Коллегия ОГПУ приговорила епископа Феодосия к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 года его освободили, разрешив свободное проживание. Епископ Феодосий, которому тогда было уже семьдесят три года, возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района (ныне город Луховицы ), неподалеку от храма Казанской иконы Божией Матери . Туда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 года. Погребен он был за алтарём Казанского храма.

Почитание

Верующие бережно сохраняли и благоукрашали могилу святителя даже во времена самых лютых гонений.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года Феодосий, епископ Коломенский и Бронницкий был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник . Память его была установлена в день кончины. 16 мая 2006 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия было совершено обретение мощей святого. После научной экспертизы, которая подтвердила принадлежность останков святителю, они были положены в раке в Сергиевском храме Богоявленского Старо-Голутвина монастыря , где почивают и ныне. Фотографии святого пока обнаружить не удалось.

Награды

Церковные:

наперсный крест (за усердную службу, 6.V.1902)

наперсный крест на Георгиевской ленте («за отличия в делах против японцев», 1905)

Светские:

ордена Российской империи святой Анны 3-й степени с мечами («за отличия в делах против японцев», 1905); святой Анны 2-й степени (17.X.1906); святого князя Владимира 4-й степени с мечами (15.VII.1907).

медаль и знак Красного Креста (в память участия в деятельности общества во время русско-японской войны, согласно постановлению Главного управления Российского общества Красного Креста)

Использованные материалы

Страница официального сайта Коломенского благочиния Московской епархии:

http://www.kolomna-hram.ru/svyatye/feodosiy.html

Данные коломенской православной газеты Благовестник от 2006.V.6:

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29091.htm

[1] или Ган е цкий

[2] Так на странице официального сайта Коломенского благочиния Московской епархии, http://www.kolomna-hram.ru/svyatye/feodosiy.html. Согласно данным коломенской православной газеты «Благовестник» от 2006.V.6 - в семье диакона. См. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29091.htm

[3] Так на странице официального сайта Коломенского благочиния Московской епархии, http://www.kolomna-hram.ru/svyatye/feodosiy.html. Согласно данным коломенской православной газеты «Благовестник» от 2006.V.6 - в селе Рудой Белоцерковского уезда. См. http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29091.htm

[4] Этот дом на улице Кремлёвской сохранился и по ныне.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.