К статье ПАПСТВО
Протестантский бунт. Едва ли не самым важным событием 16 в. явилась протестантская Реформация. В отличие от средневековых реформистских движений, она окончательно порвала отношения с Римом и объявила пап узурпаторами. Папская власть была отвергнута чуть не половиной Европы. Страны, оставшиеся лояльными по отношению к Римско-католической церкви, - например, Франция и Испания, - были государствами, самостоятельно осуществлявшими контроль над церковным патронажем (распределением церковных должностей и привилегий), и потому ничего не выигрывали в материальном плане от обострения отношений с Римом. Правители поддерживали лидеров Реформации в своих странах, если отделение от Римской церкви усиливало их собственное политическое могущество и позволяло взять под контроль церковный патронаж, как это было в скандинавских странах и в Англии.
Неудачные реформы. Важными поводами для протестантской Реформации стали упадок нравов и злоупотребления при папском дворе. Необходимость реформ признавали многие папы, однако в этом направлении практически ничего не предпринималось вплоть до разрыва Лютера с Римской церковью после 1517. Местная реформа была осуществлена в Испании, и даже в самом Риме стали возникать разнообразные реформаторские течения вроде ораторианцев. Однако единственная попытка реформы, предпринятая до 1517 и санкционированная папой, окончилась полной неудачей. Она была предпринята на V Латеранском соборе (1512-1517), созванном папой Юлием II с целью обсудить и начать реформы. Однако участники собора ограничились пышными речами, что вполне удовлетворило Юлия II, так как его подлинная цель состояла лишь в том, чтобы опередить французского короля Людовика XII, который намеревался созвать свой собор.
Адриан VI. Центром реформы церкви и папства стал Тридентский собор (1545-1563), однако значительная часть работы была осуществлена еще до того, как он был созван, а ряд пап-реформаторов последней трети 16 в. усилили и дополнили дисциплинарные постановления Тридентского собора. Реформистская партия в Риме надеялась, что ее программа будет осуществлена избранным в 1522 папой Адрианом VI, который чуть больше года.
Климент VII. Преемником Адриана стал нерешительный Климент VII, которого больше занимали вопросы о разводе английского короля Генриха VIII и разграбление Рима Карлом V в 1527. Тем не менее Климент - хотя и нерешительно и без особого успеха - все же предпринял попытку реформы. В 1524 он создал комиссию кардиналов, которые должны были разработать реформу Курии. Он распорядился произвести инспекцию среди римского духовенства и проверку на знание чина мессы. Кроме того, Климент издавал постановления против симонии и время от времени выступал против практики одновременного замещения нескольких должностей. Папские декреты были направлены также на реформирование приходского и епархиального духовенства. Осуществление этих постановлений несколько раз прерывали войны, однако работа в этом направлении продолжалась вплоть до смерти папы Климента в 1534.
Павел III. Преемник Климента VII был избран на одном из самых коротких конклавов за всю историю церкви, длившемся около часа. Павел III был ученым-гуманистом, который обратился к истинно духовной жизни в 1513 и стал одним из наиболее выдающихся поборников реформ. Из партии реформаторов он выбрал способных людей, на которых он мог со спокойной совестью возложить осуществление необходимой работы. Со временем Павел III избавился от старейших кардиналов, преодолев тем самым главное препятствие на пути борьбы со злоупотреблениями, так как получил возможность отдать все важные посты новым, назначенным им людям. Вместе с тем на первом же заседании консистории он объявил о своем намерении созвать общецерковный собор, а двумя годами позже издал буллу, предписывавшую созвать собор в 1537 в Мантуе (собор был отложен до 1545).
В конце 1534 он объявил, что общецерковной реформе, которую предстоит осуществить собору, должна предшествовать реформа папской Курии и коллегии кардиналов. Осуществить это намерение было весьма трудно из-за того, что Курия была оплотом людей с мирскими интересами, которые были противниками любых реформ, угрожавших сокращением их доходов. Павел предусмотрел и это затруднение. В 1535 он назначил кардиналом выдающегося поборника реформ из Венеции, мирянина Контарини, а в следующем году кардинальскую шапку получили от него такие выдающиеся реформаторы, как Караффа, Садолетто и Поле.
В 1535 папа Павел назначил комиссию по реформе, и в начале 1536 был издан ряд декретов, направленных на реформирование образа жизни римского духовенства. Этими декретами духовенству предписывалось носить церковные облачения и осуществлять богослужения, не приближаться к домам терпимости, игорным заведениям и театрам, жить в своих приходах и служить мессу не реже, чем раз в месяц. Папа сознавал, что реформы в одном Риме окажется недостаточно. Поэтому он назначил т.н. Комиссию девяти, куда вошли преданные реформе люди, и поручил ей рассмотреть проблему и предложить меры для исправления положения. Эта комиссия под председательством Контарини представила свой знаменитый доклад в начале 1537. В докладе содержалось ядро той программы реформ, которая впоследствии была принята на Тридентском соборе. Со всей прямотой Комиссия девяти возлагала вину за злоупотребления в церкви на само папство. Главным злом называлось превращение духовного сообщества в продажную бюрократию. Комиссия остановилась также на конкретных пороках симонии, плюрализма (замещения одним лицом нескольких церковных должностей) и непотизма (семейственности). Она доложила папе, что епископы неспособны осуществлять реформу в своих епархиях до тех пор, пока существует практика покупки льгот и привилегий.
Комиссия безжалостно обличила и другие пороки. Она осудила прегрешения против устава, столь частые в монашеских орденах, и настояла на лишении монахов права покупать разрешение не носить монашеское облачение и на ограничении их в торговле индульгенциями. Она осудила ту легкость, с которой можно было купить разрешение на брак с близкими родственниками, призвала произвести реформу и упорядочение деятельности монашеских орденов.
Когда папа Павел понял, что созвать собор в течение ближайшего времени не удастся, он сам принялся за реформирование папской администрации. Он назначил комиссию из четырех кардиналов, в которую вошли Контарини и Караффа, в задачи которой входила борьба с злоупотреблениями во всех подразделениях Курии, начиная с Датария, ведавшего раздачей папских диспенсаций, индульгенций и других привилегий. Хотя первоначально пошлины должны были лишь оправдать расходы на рассмотрение каждого дела, со временем их размер стал определяться характером привилегии. В результате доходы Датария стали составлять почти половину всех доходов папской казны. Это поощряло чиновников Датария к тому, чтобы раздавать привилегии всем, кто был в состоянии за них заплатить. Теперь это подразделение было реформировано таким образом, что плата вновь стала строго соответствовать издержкам.
Павел III расширил Комиссию четырех, доведя число ее членов до восьми, а затем и до двенадцати, с тем чтобы они могли искоренить злоупотребления в Роте, в Канцелярии, в Пенитенциарии и в Судебной палате. Везде реформы проходили с трудом - из-за столкновения с чиновничьими интересами. Кроме того, в каждом из этих случаев реформы сокращали доходы папы. Однако папу Павла III и его сотрудников не так легко было заставить отступить, и к 1541 в деле реформы были достигнуты ощутимые результаты. Папа ополчился также на зло абсентеизма (заочного управления епархиями). В 1540 он созвал 80 епископов и архиепископов, проживавших в Риме, и приказал им вернуться в свои епархии. Однако абсентеизм настолько глубоко укоренился, что Павлу III оказалось крайне трудно добиться выполнения своих распоряжений. Ему и его последователям приходилось вновь и вновь удалять из Рима целые группы епископов, пока весь епископат не усвоил обычая размещать свою резиденцию в собственной епархии. Павел распорядился также издать сборники правил и предписаний для проповедников, чтобы верующие могли получить внятное наставление в вероучении и морали.
Тридентский собор. Начало Тридентского собора (1545-1563) было крайне неудачным. К моменту предполагаемого открытия собора в Триент (ныне Тренто, Италия) прибыло всего 10 епископов, а на первых заседаниях присутствовало только 30 епископов. На то были свои причины. Император Карл V желал, чтобы собор происходил на территории Священной Римской империи, тогда как французский король настаивал на соборе в Авиньоне; папа, со своей стороны, хотел провести собор в одном из итальянских городов, чтобы избежать контроля со стороны светских властей. В итоге был избран Триент, город, находившийся в границах империи, но расположенный неподалеку от Франции и Италии. Папа хотел, чтобы собор вынес определения относительно спорных догматов, император же настаивал на рассмотрении одних лишь дисциплинарных вопросов. Кроме того, в самих католических кругах не было единодушия относительно того, кому принадлежит верховная власть в церкви - папе или собору, и многие епископы подозревали, что папа желает укрепить ускользающую власть. И наконец, существовала оппозиция собору со стороны светских государей католических стран.
Последнее обстоятельство, впрочем, оказалось на руку папе, поскольку давало ему возможность собрать своих сторонников. На соборе председательствовали три папских легата, которые обладали исключительным правом выдвигать вопросы на обсуждение. Папские делегаты взяли под свой контроль организацию собора, заменив голосование по принципу национального представительства (принятое на Констанцском соборе, закончившемся великой западной схизмой) индивидуальным голосованием, уменьшив тем самым возможность воздействия на результаты голосования со стороны императора и европейских монархов через послушные им национальные фракции участников собора. Каждый вопрос, вынесенный на повестку дня легатами папы, рассматривался группой теологов и специалистов по каноническому праву, а результаты этого рассмотрения доводились до сведения епископов, которые и принимали окончательное решение. Затем на общем собрании принималось постановление. В период с 1545 по 1563 собор трижды возобновлял свою деятельность; всего за это время было проведено 25 пленарных заседаний.
В результате было выработано официальное католическое учение о первородном грехе, об оправдании, о мессе и о таинствах. Кроме того, собор принял дисциплинарные постановления о минимальном возрасте для поступающих в монастырь, об аттестации и улучшении подготовки священства, о церковных облачениях и епископском контроле над приходскими священниками. Однако за всеми вопросами, обсуждавшимися на Тридентском соборе, стояли две главные проблемы, связанные с положением папства. Первой из них была проблема участия в соборе протестантских теологов. Папские легаты предложили им явиться на собор и изложить свои доводы, однако отказали им в праве голоса - до тех пор, пока они не вернутся в лоно Римско-католической церкви (что подразумевало подчинение власти папы и решениям собора). Оставалось также неясным, получают ли епископы свой сан непосредственно от Бога или опосредованно, через папу. В первом случае епископы оказывались практически независимыми от папы, а единственной высшей властью в церкви становился общецерковный собор. Папские легаты избегали прямой постановки этого вопроса, однако по сути выступали за примат папы. Римская церковь была признана матерью и владычицей всех прочих церквей. Все, кто рукополагается в тот или иной сан, должны приносить обет повиновения папе. Папа осуществляет попечение обо всей церкви и обладает прерогативой созывать вселенские соборы. Наконец, все постановления собора должны утверждаться папой.
Последнее требование заключало в себе серьезную проблему, так как чиновники Курии пытались добиться смягчения некоторых постановлений, которые сокращали число случаев, требующих апелляции к Риму, а тем самым и доходы канцелярии. Однако Пий IV (1559-1565) решительно утвердил эти постановления и запретил издание "комментариев, глосс, аннотаций и схолий к вышеназванным постановлениям" без согласования с папой. Кроме того, он создал кардинальскую конгрегацию для истолкования постановлений Тридентского собора.
Ряд вопросов не был разрешен на соборе, в частности - издание нового Индекса запрещенных книг. Кроме того, на усмотрение папы был оставлен и вопрос о составлении нового католического катехизиса. Для составления катехизиса в Риме была назначена комиссия теологов, результатом деятельности которой явился т.н. Катехизис Тридентского собора, опубликованный при Пие V (1566-1572).
Кроме того, собор оставил незавершенной реформу Миссала и Бревиария и вопрос об исправлении текста Вульгаты. Завершение этой работы также легло на плечи пап. Реформированные Миссал и Бревиарий были изданы Пием V, но ватиканское издание Вульгаты было осуществлено лишь в 1612.
Павел IV. Реформы, осуществленные папами во второй половине 16 в., не только положили конец злоупотреблениям, но и упрочили папский контроль над церковью. Наиболее решительным реформатором этого периода стал папа Павел IV (1555-1559), непреклонность которого сравнивали с непреклонностью ветхозаветных пророков.
Павел IV ставил себе целью очистить церковь от ереси, искоренить злоупотребления и пороки, укрепить внутрицерковную дисциплину и освободить Римскую церковь от контроля со стороны светских монархов. В деле искоренения ереси он полагался на Индекс запрещенных книг и на инквизицию, авторитет которых чрезвычайно возрос, а строгость выходила за пределы разумного. Реформы папы Павла оказались достаточно эффективными. При нем были искоренены языческие веяния, веком ранее проникшие в Рим. Он положил конец диспенсациям (послаблениям) для епископов и монахов. Кардиналы и епископы должны были отказаться от всех бенефициев за исключением своих кафедр. 113 епархиальным епископам, которые проживали в Риме, было дважды дано предупреждение о необходимости удалиться в свои епархии, и через шесть недель после выхода второго предупреждения всем им пришлось спешно покинуть Рим. Папа Павел без колебаний разрешил проблему Датария, упразднив все пошлины разом и сократив тем самым свои собственные доходы на две трети. Столь же безжалостному реформированию подверглись и все другие отделы Курии. Осуществляя назначения на высшие церковные должности, папа наотрез отказывался прислушиваться к каким-либо рекомендациям со стороны светских монархов. Павел IV драматическим образом положил конец непотизму, когда обнаружил, что его собственные племянники, которым он доверил управление папскими провинциями, оказались бесчестными людьми. Придя в негодование, он публично разорвал с ними отношения и изгнал их из Рима.
Последующие папы-реформаторы. Следующие за Павлом IV папы, особенно Пий V, Григорий XIII (1572-1585) и Сикст V (1585-1590), также оставались очень строгими в том, что касалось дарования диспенсаций и привилегий всякого рода, они настаивали на том, чтобы резиденции епископов находились в их епархиях, и требовали, чтобы священники жили в приходах, а монахини соблюдали уставы своих монастырей. В границах Папской области папа Пий V ввел меры, направленные против зрелищ, пиршеств, азартных игр и прочих публичных увеселений. В результате осуществленной им реформы Бревиария и Миссала был восстановлен годичный круг богослужений, а завершил эту реформу Григорий XIII. В 1582 он ввел "григорианский календарь" (в настоящее время принятый почти во всем мире) с целью привести даты празднования главных христианских праздников в соответствие с астрономическим циклом. Первоначально протестантские страны отказались принять усовершенствованный календарь, однако к концу 18 в. его приняли все крупные страны (кроме России).
Григорий XIII известен также как основатель современной системы семинарий, где осуществлялось обучение будущих священников. Тридентский собор постановил, что подобные семинарии должны существовать в каждой епархии, однако, в силу различных причин, это постановление так практически и не было выполнено. Серьезное препятствие создавало отсутствие средств. Еще более серьезным препятствием была нехватка опытных преподавателей. Наконец, большинство епископов не понимали решающей роли образования в осуществлении реформы Католической церкви. Поэтому задача организации семинарий, отвечавших духу Тридентского собора, также легла на плечи пап. В 1564 Пий IV принял решение о создании семинарии в Риме, и назначенная папой комиссия кардиналов поручила ее организацию ордену иезуитов.
Однако именно Григорий XIII поставил дело создания семинарий на прочную основу. Римская коллегия (Collegium Romanum) папы Пия была перестроена (1572) и стала семинарией, в которой обучались молодые люди всех национальностей. Кроме того, Григорий XIII восстановил Германскую коллегию, основал Английскую и Греческую коллегии. В каждом случае он продемонстрировал широту взглядов и подлинную заинтересованность в успехе дела образования священства. Например, в Греческой коллегии преподавание вели греческие профессора, семинаристы носили рясы, а богослужение осуществлялось по "восточному" обряду и на греческом языке. Кроме того, Григорий XIII учредил 23 папские семинарии в Германии и других европейских странах, где епископы не могли или не хотели выполнять это постановление Тридентского собора. Григорианские семинарии были прикреплены к иезуитским коллегиям, в которых учащиеся воспитывались на средства папы.
Сикст V, ставший преемником Григория XIII, был исключительно талантливым правителем. При нем реформа церкви был доведена до конца, а в Папской области вновь установился гражданский мир. Его беспощадность в борьбе с беззакониями объяснялась его опасениями, что в Риме может сложиться ситуация, подобная той, которая некогда вынудила пап удалиться в Авиньон и открыла путь великой западной схизме и усилению "соборного" движения. Он хотел, чтобы Папское государство стало образцом политического благополучия и нравственной безупречности. При нем Рим обновился и похорошел: были восстановлены колонны Траяна и Антонина Пия, завершено строительство базилики св. Петра. Сикст V стал инициатором создания таких знаменитых архитектурных достопримечательностей, как Пьяцца ди Спанья, Латеранский дворец и церковь Санта Мария Маджоре.
Папа Сикст неуклонно проводил в жизнь реформы, начатые его предшественниками: постановления о резиденциях в епархиях, о запрете на перемену монастыря, о епископских визитациях и другие дисциплинарные постановления Тридентского собора. Его собственный вклад состоял в издании до сих пор действующего постановления об обязательных и регулярных посещениях Рима всеми епархиальными епископами. Реформистская деятельность папы Сикста носила более политический, чем религиозный характер. В большей степени, чем кто-либо другой, он придал управляющим структурам церкви их современную форму. Он ограничил число членов кардинальской коллегии 70 кардиналами и учредил 15 постоянно действующих конгрегаций и комиссий, отвечающих за вопросы, решение которых прежде находилось в руках папы и кардиналов консистории. К числу новообразованных конгрегаций принадлежали Конгрегация священного обряда, в компетенцию которой входили вопросы литургической практики, Конгрегация учебных заведений, осуществлявшая надзор за всеми католическими университетами, Конгрегация монашеских орденов. Каждый римский кардинал обязан был принимать участие в деятельности одной или нескольких конгрегаций. Таким образом, к 1590, когда Сикст скончался, папство самореформировалось, модернизировало структуры церковного управления и укрепило свою светскую власть в Папской области.