Значение МСТИСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо

Что такое МСТИСЛАВ I ВЛАДИМИРОВИЧ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Мстислав Владимирович Великий , во святом крещении Феодор [1] ( 1076 - 1132 ), великий князь Киевский , святой благоверный . Старший сын Мономаха .

Память 15 апреля .

Родился 1 июня 1076 года [2] в Смоленске , от брака Владимира с Гидой Гаральдовной, королевной английской.

Когда ему было всего 12 лет, его дед, великий князь Киевский Всеволод Ярославич (1078-1093), отправил внука княжить в Новгород . Новгородцы полюбили юного князя. В 1095 году они изгнали князя Давида, который ушел в Смоленск , и специально ходили в Ростов за благоверным князем Мстиславом.

После смерти деда святой Мстислав занял свою вотчину Ростовский стол . В 19 лет юный князь одержал блестящую победу над своим дядей, Черниговским князем Олегом . Князь Олег убил его брата Изяслава и захватил Ростов и Суздаль , принадлежавшие благоверному князю Мстиславу.

Святой не хотел проливать неповинной крови. Он желал примириться с дядей и просил его довольствоваться наследованным городом Рязанью . Но Олег уже собирался в поход на Новгород . Тогда благоверный князь Мстислав разбил его в сражении ( 1096 ), и Олег, потеряв Суздаль и Ростов, едва укрылся в Муроме . Святой Мстислав снова предложил мир и просил лишь вернуть пленных. Олег притворно согласился, и благоверный князь Мстислав распустил войско. В празднование великомученику Феодору Тирону , в субботу первой седмицы Великого поста, он спокойно сидел за обедом в Суздале, когда гонцы принесли ему весть, что князь Олег стоил на Клязьме с войском. В одни сутки благоверный князь Мстислав собрал войско и через 4 дня, когда к нему подошел брат, дал новое сражение. Олег в страхе бежал в Рязань , а святой Мстислав освободил пленников, вышел из Муромской земли и затем примирил Олега с великим князем Святополком (1093-1114) и своим отцом Владимиром Мономахом .

Благодарный за милости Божии, благоверный князь заложил в 1099 году на Городище вблизи Новгорода храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно для этого храма было написано знаменитое Мстиславово Евангелие , дорогой оклад которого был сделан в Константинополе. В 1114 году благоверный князь заложил в Новгороде церковь во имя святителя Николая . Этот храм был знаком признательности святителю Николаю за исцеление. В тяжелой болезни благоверный князь усердно призывал на помощь святителя, мощи которого незадолго перед тем были перенесены в Бар (1087). Святитель Николай в видении повелел послать в Киев за своей иконой, указав вид и меру. Посланные за иконой люди были задержаны на острове Липном разыгравшейся на Ильмене бурей. На 4-й день они обрели на воде ту самую круглую икону, которая была показана в видении. Больной князь приложился к иконе и получил исцеление. Впоследствии на месте явления иконы, на острове Липнем, был устроен монастырь с каменным храмом во имя святителя Николая.

В 1111 г. Мстислав ходил с отцом на половцев ; в 1113 г. победил чудь ; в 1116 г. завладел ливонским городом Оденпе .

В 1116 году благоверный князь снова ходил на чудь , а после победы обновил в Новгороде крепость - "заложил Новгород велик" - и выстроил более обширные помещения для Новгородского Владыки. Тогда же по его повелению посадник Павел заложил крепость в Ладоге, где был построен каменный храм в честь великомученика Георгия.

В 1117 году великий князь Владимир Мономах (1114-1125) вызвал сына к себе в помощники и перевел его в Белгород . В 1123 году благоверный князь Мстислав противостал Волынскому князю Ярославу , который пытался захватить Киевское княжение и привел на Русь польские и венгерские войска.

В 1125 году умер великий князь Владимир Мономах , и благоверный князь Мстислав занял Киевский престол . Он держал удельных князей, братьев и племянников, в строгом повиновении; одержал блистательную победу над половцами , прогнав их за Волгу; по отношению к Святославичам и Ростиславичам действовал решительно; задумавших стать независимыми полоцких князей победил и пленными отправил в Константинополь , а Полоцкую землю отдал своему сыну Изяславу .

В 1127 году святой Мстислав дал клятву защитить Черниговского князя Ярослава , изгнанного племянником. Духовенство и все люди умоляли его не проливать христианскую кровь. Благоверный князь послушался, но до конца жизни плакал, что преступил крестное целование.

В 1128 году благоверный великий князь заложил каменную церковь во имя великомученика Феодора Тирона (своего тезоименитого святого) в память о победе, одержанной над Черниговским князем Олегом.

В 1131 г. святой Мстислав воевал с Литвой и привел в Киев множество пленных. После удачного похода на Литву он заложил храм в честь Пирогощской иконы Божией Матери .

Скончался 14 апреля 1132 года на Пасхальной седмице и был погребен в построенном им храме святого великомученика Феодора.

Из дочерей его от брака со шведской королевной одна была замужем за норвежским королем Сигурдом, а после — за датским Эриком-Эдмундом, вторая — за Канутом Святым, отцом короля датского Вальдемара, третья — за греческим царевичем Алексеем. С именем Мстислава связывается древнейшая известная княжеская грамота, данная новгородскому Юрьеву монастырю , вместо крепости, на земли и судные пошлины.

Почитание

Святой князь почитался еще при земной жизни. Писец Мстиславова Евангелия называл его благоверным и христолюбивым. Изготовитель оклада Мстиславова Евангелия, Наслав, писал о себе: "Много труда подъял я и печали. Но Бог утешил меня молитвой доброго князя... Дай Бог его молитву всем христианам".

Проложное житие святого благоверного князя было помещено под 15 апреля в сербском богослужебном Прологе конца ХIII - начала ХIV века. Этот Пролог был переписан с более раннего болгарского, источником для которого служил русский оригинал. Под 15 апреля известно житие благоверного князя Мстислава в Болгарском синаксаре 1340 года [3] . В этих Прологах память святого благоверного князя Мстислава поставлена наряду с такими известными русскими памятями, как память святой равноапостольной великой княгини Ольги , святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба . Эти факты свидетельствуют о широком почитании святого благоверного князя Мстислава в славянских странах.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr15.htm

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] По Брокгаузу - Гавриил

[2] По Брокгаузу - в 1075

[3] Исследования показали, что источник этого синаксаря был также русский.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.